Наука - практике


Первые публикации о сотрудничестве ЛЯР ОИЯИ и Харуэллской лаборатории (Великобритания) в исследованиях метаболизма плутония-237 в организме человека появились в нашем еженедельнике летом 1992 года. Тогда читатели газеты познакомились с героями материалов британской прессы - профессорами Э. Войсом и Д. Ньютоном, первыми добровольцами, получившими инъекции плутония-237. ОИЯИ оказался единственным центром, где можно было произвести изотоп требуемой чистоты. А с работами по получению сверхчистого препарата плутония-237 тогда же познакомил наших читателей директор ЛЯР им. Г. Н. Флерова Ю. Ц. Оганесян. На одном эксперименте сотрудничество не закончилось, совместные исследования британских и дубненских ученых развивались, расширился и круг исследуемых изотопов, и по-прежнему чистота получаемых в Дубне изотопов оставалась на рекордно мировом уровне. Профессор Д. Ньютон приезжал в ОИЯИ еще не раз. Вот что он рассказал нашему корреспонденту во время последнего визита в Институт.

Физиков, изучающих воздействие радионуклидов на организм человека, всегда интересовали реакторный плутоний или плутоний - продукт ядерных взрывов. Как известно, вред, наносимый радионуклидом человеку, зависит прежде всего от его дозы и от времени присутствия в организме. Для того чтобы оценить этот вред, необходимо иметь модель метаболизма плутония в организме человека. Большинство исследовательских работ в этой области в свое время были выполнены на животных, но их результаты не всегда можно использовать для человека.

Более полувека назад (в 1945 г.) в США двенадцати смертельно больным пациентам одного из госпиталей было введено в кровь по 5 мкг реакторного плутония-239 с целью изучения его метаболизма. Эксперимент имел ограниченный характер, поскольку большинство пациентов скончались в течение недели. Полученные результаты не могли быть использованы для здоровых людей, а вводить реакторный плутоний здоровым или больным людям сегодня запрещают комитеты по этике практически во всех странах мира. Более того, Комитет по этике сената США в конце 90-х годов осудил вышеуказанные эксперименты с реакторным плутонием и обязал выплатить компенсации родственникам умерших.

Иной выход - использовать другой изотоп плутония - плутоний -237, который не присутствует в реакторном материале, имеет отличные от плутония-239 радиационные характеристики, но аналогичные - химические и биологические. Плутоний-237 имеет период полураспада всего 45 дней и является мягким гамма-излучателем. Радиационная нагрузка от его введения в кровь добровольцев практически незначима. Таким образом, был найден безопасный трассер для изучения метаболизма плутония в организме человека. Еще несколько лет назад сделать это было бы очень трудно, поскольку нигде не умели получать плутоний без примесей реакторного. Благодаря разработанной в Дубне методике мы имеем очень хорошую возможность проведения таких исследований. За последние 7 лет мы провели 10 серий экспериментов. Проблем с их утверждением в комитете по этике нет: наши добровольцы получают с дубненскими изотопами плутония дозу облучения в 20 мкЗв, тогда как нормой считается доза в 2000 мкЗв/год, получаемая от внешних источников.

Мы можем сравнить результаты изучения метаболизма плутония в организмах наших добровольцев с теоретической моделью метаболизма, разработанной Международным комитетом по радиационной защите (ICRP) на основе данных, полученных в США в середине 40-х годов. Например, мы выяснили, что плутоний аккумулируется печенью существенно больше, чем предполагалось по модели и, соответственно, существенно меньше накапливается в костных тканях. Скорость выведения из крови также отличается от модельной. Оказывается, и это, наверное, наиболее интересно, что выведение плутония из женского организма существенно отличается от выведения его из мужского. Это важный факт для специалистов по радиационной безопасности вообще и тек, кто следит за здоровьем рабочих на плутониевых заводах, в частности. Все полученные данные мы передали в ICRP, чтобы они были приняты во внимание при пересмотре модели метаболизма. Один из интересных экспериментов, который надеемся провести в ближайшее время - проверить эффективность действия веществ, называемых «убийцами», которые ускоряют выведение плутония и уменьшают радиационную нагрузку на человека.

Таким образом, сейчас мы, изучив распределение плутония в организме, переходим ко второму этапу - нахождения эффективных путей его выведения, то есть уже к терапевтическим мерам. Обсуждение планов дальнейших работ с группой профессора С. Н. Дмитриева – основная цель моего нынешнего визита в Дубну.

Наше сотрудничество с ОИЯИ очень плодотворно и эффективно. Я не знаю другой такой организации, где сочетаются и прекрасная экспериментальная техника, и высочайший уровень методических разработок получения изотопов плутония и других трансактинидов такой чистоты.

Беседу вела Ольга Тарантина