С сессии Комитета Полномочных Представителей


Легкое такое заграничное словечко "промоушен", раскрутка в самом близком русском значении, начинает из шоу-бизнеса просачиваться даже в научно-организационные структуры. И хотя оно пока еще не прозвучало на очередной сессии КПП, элементы этой самой раскрутки постепенно внедряются в святая святых управления научной жизнью Института. И правильно, отметили на дискуссии члены КПП. Своеобразной изюминкой нынешней сессии, которая завершилась в Дубне 18 марта, стало выездное заседание в двух лабораториях - ядерных реакций и высоких энергий. И вот как оценили участники сессии это нововведение...

- Столь интенсивная выездная научная программа в практике КПП - в первый раз. Я до сих пор нахожусь под глубоким впечатлением от увиденного и услышанного, получив великолепное наглядное представление о научной программе Лаборатории ядерных реакций: от исследований с легкими экзотическими ядрами до экспериментов по синтезу сверхтяжелых элементов, штурма 116-го... А в Лаборатории высоких энергий мы стали свидетелями того, каких поистине удивительных результатов добился здесь большой коллектив, осуществивший медленный вывод пучка из нуклотрона. Все это не может не вызвать такого воодушевления, которое я давно не испытывал... (Академик Молдавской Академии наук В. А. Москаленко).

- Да, уровень представления, если хотите, пропаганды научных результатов сейчас во всем мировом сообществе имеет очень большое значение. И я рад, что этот уровень в Институте растет у нас на глазах, чему мы стали свидетелями на выездном заседании КПП. Я был просто восхищен выдающимися результатами, полученными в ЛЯР и ЛВЭ, особенно зная, в каких трудных условиях эти результаты были достигнуты. А еще раньше, в рамках зимней сессии Ученого совета, было положено начало еще одной хорошей традиции - организации круглых столов, посвященных сотрудничеству ОИЯИ со странами-участницами ОИЯИ. Вполне естественно, что тему первого заседания и первой фотовыставки определила ратификация Соглашения ОИЯИ - РФ. А в будущем ждем не менее интересных заседаний и выставок, посвященных сотрудничеству с другими странами-участницами. (Профессор Н. М. Шумейко, Республика Беларусь).

- Рад сообщить, что в Польше отношение к ОИЯИ не очень быстро, но неуклонно улучшается. Во-первых, свою позитивную роль сыграло заключение Соглашения между ОИЯИ и правительством России, и информацию об этом в нашей стране оценили как очень существенный факт - признание истинно международного статуса ОИЯИ на самом высоком государственном уровне. Во-вторых, получены существенные успехи в науке, в чем мы убедились вчера, побывав в двух лабораториях... Еще одно важное событие помогло нам получить важные аргументы в пользу продолжения участия Польши в деятельности ОИЯИ - проведение в Дубне в июне прошлого года координационного совещания по сотрудничеству ОИЯИ и научных центров Польши... (Академик А. Хрынкевич, Республика Польша).

- Это была очень хорошая идея - начать сессию КПП с такого наглядного знакомства, представления научно-технических результатов непосредственно в лабораториях. Мы еще раз убедились в том, что в Институте ищут и находят разумный баланс между выездными и "домашними" экспериментами, развивают свою собственную базу для фундаментальных работ, которые привлекают в Дубну исследователей со всего мира. И мне кажется, сегодня очень важно обратить внимание и на баланс между фундаментальными и прикладными исследованиями, например, развитие клинического комплекса для лечения онкологических заболеваний на базе фазотрона, или расширение исследований по электроядерному методу получения энергии. Эти направления в странах-участницах вызывают большой интерес... (Профессор Р. Мах, Республика Чехия).

Думаю, эти небольшие фрагменты из выступлений участников сессии на общей дискуссии по докладам дирекции лишний раз доказывают, как важно сегодня не только получить научные результаты мирового класса, но и достойно их представить. Тем более, что в целом ряде выступлений, в основном, представителей стран ближнего зарубежья, где наука переживает даже еще более бедственные, чем в России, времена, подчеркивалась озабоченность именно этим: какими аргументами убедить высшие государственные органы поддерживать эту фундаментальную науку, которая пока еще не несет "золотые яйца", а только требует больших финансовых вложений.

А сейчас - комментарий Полномочного Представителя правительства России в ОИЯИ, министра науки и технологий РФ академика М. П. Кирпичникова, который в перерыве между заседаниями оказался в центре внимания дубненских журналистов. Он, в частности, по поводу подписания Соглашения ОИЯИ - РФ, сказал:

- Это очень важное событие не только для Дубны, но и для всей России. Это не слова, чтобы только отдать должное этому научному центру, - это действительно так. ОИЯИ - это единственный в России, я бы сказал, полноценный международный центр. Может быть, сейчас появляется что-то похожее в других областях науки, но он, безусловно, самый первый, самый заслуженный, и мы самое большое внимание уделяем его нормальному функционированию.

Сегодняшнее событие подводит итоги 1999 года. Мы привыкли, что мы живем в очень сложной ситуации, но, тем не менее, доклад Владимира Георгиевича Кадышевского показал, как много сделано даже в таких сложных условиях. И главная часть доклада - это перспективы на ближайшие год - полтора... Я думаю, как раз сегодня мы получили подтверждение тому, что ближайшее будущее ОИЯИ будет строиться на прочной базе. Залогом этому служит Соглашение между правительством РФ и вашим Институтом. В последнее время, когда появились первые признаки стабильности, я бы произнес это с умеренным оптимизмом, а сегодня скажу просто с оптимизмом.

О наполнении бюджета. Я бы сказал так. Наполняется плохо. С моей точки зрения. Но, тем не менее, это дает возможность Институту работать так, как он работает. Мы выполняем свои финансовые обязательства перед ОИЯИ примерно на 80 процентов. Лучше чем в среднем все страны-участницы, но недостаточно. Здесь есть несколько проблем. Я считаю, что с 1956 года, когда закладывались финансовые основы функционирования этой структуры, условия настолько изменились, что мы должны сами принципы пересмотреть, и мы многое для этого сделали. Сейчас у нас есть самостоятельные субъекты финансирования, такие как Миннауки, такие как внебюджетные источники... Это все надо как-то учитывать, приводить в порядок, и я думаю, что это сделает более прозрачной финансовую сторону жизнедеятельности этого великолепного центра.

О сотрудничестве с западными центрами. ... Понимаете, оптимизм внушает то, что мы действительно сумели сделать многое в Дубне. Но не только. Может быть, даже в большей степени - то, что в сотрудничестве по исследованиям в области фундаментальных свойств материи с ЦЕРН, с ДЭЗИ, с другими центрами ФРГ, с американскими исследователями мы за последние полтора года поднялись на новый уровень. В ЦЕРН в прошлом году российская сторона полностью выполнила свои обязательства по финансовым взносам, уже не говорю - по интеллектуальному участию, которое сегодня значительно выше, чем в предыдущие годы сотрудничества с ЦЕРН. Чуть хуже ситуация в Германии, хотя мы тоже там выполняем свои обязательства, чуть хуже в финансовом плане. Выполняем свои обязательства в сотрудничестве с американцами. Все это говорит о том, что ситуация стабилизируется, и это всегда сказывается на настроении, с которым люди работают, в общем, и на научных результатах тоже. Конечно... то, что сделано здесь в Дубне - я не высокие слова говорю - это результат подвижнического труда ученых.

Пожелания в канун Дня основания ОИЯИ. Успехов, конечно. Успехов... Успехов! Оставаться Дубной еще очень-очень долго. Потому что... Дубна в российской науке - это не вчера возникший новый объект с неизвестной историей, неизвестной судьбой. Это гордость, я с полным правом говорю, российской науки, хотя это международный центр с самого своего основания. Поэтому хочется пожелать успехов и продолжения той славной истории, которая начиналась такими людьми, как Боголюбов, Блохинцев, и сегодня успешно продолжается такими учеными, как академик Балдин и многие другие.

А как, на ваш взгляд, будущее Дубны предсказуемо?

Да, конечно, предсказуемо. Я уже говорил о том, что надо совершенствовать структуру финансирования. Я не хочу сейчас называть каких-то конкретных цифр, не хочу предопределять и опережать решений, которые примет эта сессия КПП. И, тем не менее, уже можно сказать, что просматриваются решения, которые обеспечат более определенное и стабильное будущее Дубны. Основанные именно на том Соглашении, которое заключено между правительством РФ и Институтом.

Что вы думаете о перспективах увеличения бюджета на науку в России, ведь сегодня, стыдно сказать, он на уровне стран третьего мира...

Во-первых, не стыдно. Я считаю, что не стыдно. Во-вторых, мы не думаем, а много делаем. Многие думают, а мы многое делаем по этому поводу. Вот это я говорю без ложной скромности. Я надеюсь, что в той ситуации, которая сложилась во всех ветвях власти в России, и законодательной и исполнительной, не только на словах, но и в делах проявляется понимание роли науки для будущего России. И расцениваю перспективы увеличения бюджета, я бы сказал, с умеренным оптимизмом.

... Я не открою тайны, если скажу, что бюджетные ассигнования на науку с 90-го года раз в десять упали в течение 91-93-го годов. Потом они находились примерно на одном уровне, но слабо падали. А внутренние затраты на науку, под которыми надо понимать все затраты на науку в последние три года, в том числе в кризисном 98-м, не падают. Я пока не могу сказать, что они постоянно растут, но они остаются на одном уровне. И во внутренних затратах бюджетные деньги составляют сейчас только 50 процентов, а остальные 50 - это самые разные внебюджетные источники. Вот эта структура финансирования науки уже близка к странам с рыночной экономикой. В таких странах, как Япония, это соотношение 30:70, а в таких странах, как Франция, это уже 50 на 50. Все это внушает оптимизм, и если говорить о позиции Министерства науки, то те 50 процентов, которые идут из бюджета, должны, прежде всего, тратиться на фундаментальную науку, что и происходит, и в какой-то мере на создание инфраструктуры, для инноваций в прикладную науку. Основные же деньги на прикладные исследования те, кто ими занимается, должны зарабатывать сами...

Поскольку программа сессии КПП и основные положения докладов, позвучавших на заседании 17 марта, довольно подробно были изложены в прошлом номере нашей газеты, перечислим здесь лишь основные итоги работы высшего органа управления Институтом. Он одобрил деятельность дирекции ОИЯИ по выполнению программы реформирования Института. Отметил, что Соглашение ОИЯИ - РФ будет играть позитивную роль в дальнейшем развитии ОИЯИ как международного научно-исследовательского центра. Одобрил работу ОИЯИ по выполнению плана научно-исследовательских работ и международного сотрудничества в 1999 году и утвердил научную программу ОИЯИ на 2000 - 2002 годы.

В соответствии с рекомендацией Ученого совета и просьбой дирекции ОИЯИ КПП присвоил Лаборатории ядерных проблем имя члена-корреспондента РАН В. П. Джелепова за его выдающийся вклад в создание, становление этой лаборатории и всего Института. По просьбе дирекции ОИЯИ и лабораторий Института аллеи на площадке Лаборатории ядерных проблем будут названы именами ученых, внесших большой вклад в развитие Института, - М. Гмитро (Чехия) и Ю. М. Останевича (Россия).

КПП утвердил бюджет ОИЯИ на 2000 год с общей суммой расходов 37,5 миллионов долларов США и долевые взносы стран-участниц. Дирекции Института поручено продолжить работу по совершенствованию методики определения долевых взносов в бюджет ОИЯИ. Дирекции также поручено завершить в 2000 году согласование с правительствами государств - членов ОИЯИ условий и порядка работы по реструктуризации долгов.

Утвержден измененный в докладе вице-директора ОИЯИ А. Н. Сисакяна перечень первоочередных мероприятий по реализации "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации" и по совершенствованию нормативно-правовой базы ОИЯИ:

Материал подготовил Евгений Молчанов