Факт и комментарий


Проект ИРЕН был принят Ученым советом ОИЯИ летом 1994 года со сроком пуска нового источника нейтронов ИРЕН в конце 1997 года. По аналогии с хорошо зарекомендовавшим себя в течение сорока лет работы пульсирующим нейтронным источником ИБР-30 ИРЕН состоит из мощного линейного ускорителя электронов ЛУЭ-200 и размножающей нейтроны плутониевой подкритической сборки. Это позволяет иметь на порядок лучшее энергетическое разрешение и вдвое большую интенсивность, чем на ИБР-30, и ставит ИРЕН в число лучших в мире источников нейтронов для ядерной физики. Утвержденная сметная стоимость проекта составила 3,7 миллиона долларов. К сожалению из-за известных экономических трудностей проект не удалось профинансировать в запланированном объеме, и к середине 1999 года, несмотря на то, что в проект было вложено уже более 1 млн. долларов, ситуация стала критической...

Из докладной записки от 1.06.99 руководителя проекта ИРЕН В. И. Фурмана в дирекцию ОИЯИ: "...Ключевым пунктом, от которого зависит, быть или не быть проекту ИРЕН, быть или не быть нейтронной физике в ОИЯИ, является завершение технологического процесса по изготовлению плутониевых тепловыделяющих элементов (твэлов) размножающей мишени. Металлические плутониевые стержни, отлитые и обработанные с высокой точностью по уникальной технологии на комбинате "Маяк" в период с декабря 1995г. по февраль 1996 г., до настоящего времени хранятся в герметичной упаковке в инертной атмосфере. Как показала недавняя ревизия, несмотря на все меры, предпринимаемые специалистами "Маяка", начался процесс окисления поверхности плутониевых стержней. По экспертной оценке, не более чем через полгода стержни будут отправлены на переплавку, что сделает невозможным создание размножающей мишени в обозримом будущем. Это означает фактическое закрытие проекта ИРЕН, поскольку без размножающей мишени параметры создаваемого нейтронного источника не будут отвечать современным стандартам..."

Как ситуация развивалась дальше, рассказывает сам Вальтер Ильич Фурман: По основным системам ИРЕН работы, исключая, может быть, высокотехнологичные элементы ускорителя ЛУЭ-200, создаваемые в Новосибирском ИЯФ имени Г. И. Будкера, были к началу 1999 г. практически заморожены. В ИЯФ, благодаря персональной поддержке академика А. Н. Скринского, работы по ускорительной системе ИРЕН в 1998-99 годах существенно продвинулись вперед, несмотря на недостаточное финансирование. Нам повезло, что в ИЯФ создавался линейный ускоритель электронов - инжектор, очень похожий на тот, который необходим для ИРЕН.

Благодаря действенной поддержке дирекции ОИЯИ и пожарным мерам, предпринятым руководством проекта ИРЕН, удалось реанимировать выполнение проекта в части создания его жизненно важных систем. За вторую половину 1999 года в проект было инвестировано около 260 тысяч долларов. Процесс изготовления твэлов вошел в заключительную стадию, а на изготовленных в ИЯФ ускорительных системах были в основном получены проектные параметры.

В начале 2000 года возобновились работы по общему техническому проекту установки ИРЕН и началось изготовление ускорительных секций для ЛУЭ-200 в Новосибирске. В испытаниях секций в ИЯФ участвовали представители ОИЯИ. Во время январского Ученого совета было доложено о полученных результатах- достигнут темп ускорения 35 МэВ/м - рекордный показатель для полномасштабной ускорительной секции, предназначенной для эксплуатации в долгосрочном режиме. Это один из самых высоких показателей в мире и рекордный в России. По рекомендациям Ученого совета и решению дирекции ОИЯИ был составлен скорректированный по результатам 1999 года план-график завершения проекта ИРЕН с физическим пуском установки в конце 2002 года. Это - напряженная, но в принципе решаемая задача, которая требует регулярного, полномасштабного финансирования и мобилизации усилий коллективов, вовлеченных в выполнение проекта. Сразу после Ученого совета дирекция ОИЯИ рассмотрела и предварительно одобрила план-график работ на 2000 год.

ПО "Маяк" планирует закончить сборку и испытание твэлов к концу первого квартала 2000 года, и до конца года они должны быть поставлены в ОИЯИ. Из Новосибирска, куда в эти дни выезжала группа специалистов Института для проведения завершающего этапа испытаний ускорительных секций, тоже идут обнадеживающие вести: инжекторная секция работала непрерывно в режиме, планируемом для ИРЕН, около 10 дней. К концу третьего квартала этого года ГСПИ и НИКИЭТ должны закончить инженерный проект ИРЕН, после чего предстоит трудная процедура его согласования в министерствах и ведомствах РФ. Тем не менее есть реальные шансы завершить эту процедуру до конца текущего года. Это позволит начать создание рабочих чертежей размножающей мишени для ее изготовления в 2001 г. В текущем году планируется поставка, по крайней мере, одного комплекта ускорительной секции из Новосибирска и запуск ее на полномасштабном стенде ИРЕН, создаваемом в ЛНФ.

Выполнение намеченных планов 2000 года позволит более уверенно и точно планировать сроки пуска новой базовой установки Института - источника нейтронов ИРЕН. Научная программа исследований на новом источнике нейтронов подробно обсуждалась на нескольких сессиях Ученого совета ОИЯИ и Программно-консультативных комитетах по ядерной физике. В мае этого года на традиционном ежегодном совещании по нейтронной ядерной физике ISINN-8 будет организовано более детальное обсуждение программы будущих экспериментов на установке ИРЕН, которые планируется осуществить в рамках широких российских и международных коллабораций.

Проект ИРЕН не потерял и в ближайшие годы не потеряет свою актуальность. За время выполнения проекта в мире не ввели ни одного специализированного нейтронного источника для ядерной физики. В России третье десятилетие продолжаются работы по созданию мезонной фабрики, на которой недавно запущен в пробную эксплуатацию нейтронный источник, который по своим параметрам существенно уступает даже ИБР-30. В мае этого года в ЦЕРН планируется физический пуск нейтронного источника для ядерной физики на базе 24-ГэВного протонного пучка, который существенно уступает ИРЕН по интенсивности. Планируется модернизация источника нейтронов в Лос-Аламосе и создание Европейского источника нейтронов, что потребует больших затрат времени и финансов. Для завершения давно идущего российского проекта стационарного реактора ПИК необходимо еще около 30 млн. долларов и неизвестно, сколько времени. К тому же предназначен он, в основном, для исследований по физике конденсированных сред. Поэтому с точки зрения стран-участниц ОИЯИ реализация проекта ИРЕН сохраняет свою актуальность и со сроком пуска в 2002 году.

А пока, в 2000 году для реализации проекта необходимо около 500 тысяч долларов. Завершение проекта в 2002 году возможно при чрезвычайно благоприятном отношении внешних партнеров, при активной работе лабораторий ОИЯИ, вовлеченных в проект, и регулярном и полном финансировании. Внимание к проекту, которое проявляется дирекцией ОИЯИ, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Ольга ТАРАНТИНА