Интервью в номер

Легкая новогодняя эйфория, навеянная магией круглой даты конца тысячелетия, очень скоро сменилась трудовыми буднями: старый новый год совпал с проведением сессии Ученого совета, после Святого Валентина состоялось заседание Финансового комитета, а сегодня, на первой великопостной неделе, в Доме международных совещаний проходит заседание Комитета Полномочных Представителей правительств государств - членов ОИЯИ. В канун заседания редактор газеты Евгений Молчанов встретился с директором ОИЯИ членом-корреспондентом РАН Владимиром Георгиевичем Кадышевским.

Владимир Георгиевич, в чем, на ваш взгляд, состоит специфика нынешнего заседания КПП?

На эту сессию дирекция Института выносит доклад "О выполнении рекомендаций Ученого совета и решений КПП ОИЯИ по программе реформирования Института. О деятельности ОИЯИ в 1999 году и планах на 2000 - 2002 годы". К такому важному для Института форуму мы обычно стараемся завершить какие-то важные этапы как в организационной, так и в научно-исследовательской деятельности, чтобы было что сообщить уважаемому собранию. Таких этапов в этом году несколько. Безусловно, всеобщее внимание в странах-участницах привлекло то, что Соглашение между Правительством России и Объединенным институтом ядерных исследований ратифицировано и 2 января и. о. Президента России В. В. Путин подписал Федеральный закон о ратификации Соглашения. 29 февраля в "Российской газете" опубликован полный текст Соглашения. Значение этого документа для нашего Института трудно переоценить. Ученый совет ОИЯИ назвал Федеральный закон документом огромной важности и отметил, что он будет играть позитивную роль в дальнейшем развитии ОИЯИ как международного научно-исследовательского центра. И, поскольку международно-правовой статус ОИЯИ был подтвержден на самом высоком уровне, это может стимулировать появление в Институте новых стран-участниц. Сейчас обсуждается вопрос об участии в работе нашего международного центра Греции. Соответствующее официальное письмо направлено в МИД России. Успешно в этом же плане развиваются наши отношения с Индией. Во время своего пребывания в этой стране в декабре прошлого года я встретился с председателем Атомной комиссии, и мы договорились о направлении в Индию делегации ОИЯИ во главе с А. Н. Сисакяном, которая уже более подробно обсудит вопросы развития долговременного сотрудничества.

Судя по повестке КПП, участники сессии не будут замкнуты в стенах ДМС - планируется знакомство в Лаборатории высоких энергий с результатами работ по осуществления медленного вывода пучка из нуклотрона, посещение других лабораторий...

Да, это традиционный принцип в проведении КПП: лучше один раз увидеть... А осуществление медленного вывода - это одно из важнейших научных событий конца прошлого года. Мы давно ожидали вывода пучка из нуклотрона в экспериментальный зал, где находятся установки пользователей ряда научных центров. Благодаря энтузиазму и усилиям ученых, инженеров и рабочих Лаборатории высоких энергий, возглавляемой ее научным руководителем академиком А. М. Балдиным, директором А. И. Малаховым, заместителем директора А. Д. Коваленко и главным инженером Е. А. Матюшевским, научным руководителем по системам медленного вывода И. Б. Иссинским и начальником отдела пучков В. И. Волковым, 29 декабря 1999 года медленный вывод пучка был осуществлен. В этом году будут продолжены работы по освоению систем медленного вывода пучка на нуклотроне, начнутся эксперименты на установках пользователей. Уверен, что наши экспериментальные возможности в исследованиях по релятивистской ядерной физике получат новый импульс.

Еще один факт, о котором мне будет приятно напомнить участникам сессии, - завершение испытаний на ИБР-2 в ЛНФ уникального криогенного замедлителя на основе твердого метана. С вводом этого устройства поток холодных нейтронов оказывается в 3 - 4 раза выше потока из лучшего до настоящего времени источника холодных нейтронов на установке ISIS в Англии. На ИБР-2 появились новые возможности для исследования соединений со сложными структурами, что особенно важно для биологии, физики полимеров, материаловедения, фармакологии.

Названные здесь примеры и еще целый ряд других говорят о том, что нам удается не просто выживать, но и продвигаться вперед. И наши достижения могли бы быть еще более впечатляющими, если бы Институт финансировался в полном объеме, а не в размере 60 процентов от планируемого бюджета, как это было в прошлом году.

О каких новых элементах программы реформирования Института можно говорить сегодня?

В 1999 году, помимо уже известной централизации управления базовыми установками, мы стали практиковать централизованное управление финансовыми потоками. Ограниченные и нерегулярные поступления взносов от стран-участниц вынудили дирекцию Института принимать конкретные решения по адресному финансированию приоритетных работ. Из выделенной суммы на научные исследования более миллиона долларов составили гранты дирекции на первоочередные научные исследования в полном соответствии с рекомендациями 85-й сессии Ученого совета.

В довольно стесненных финансовых условиях дирекция Института, тем не менее, приняла решение увеличить продолжительность экспериментальных сеансов на базовых установках ОИЯИ. Еще два года назад мы могли обеспечить только 50 процентов планируемого времени работы этих установок. По результатам прошлого года различия между планом и фактом зачастую были в пользу факта. Суммарное время экспериментальных сеансов значительно возросло, например, на циклотроне У-400. Таким образом мы создавали благоприятные условия для коллектива дубненских ученых, осуществлявших синтез нового химического элемента с номером 114. Это открытие, указывающее на существование "острова стабильности" сверхтяжелых ядер, получило большой резонанс в мировом научном сообществе.

Как вы оцениваете деятельность новых департаментов, образованных после мартовского заседания КПП в 1999 году?

Весьма положительно. Образование департаментов оказалось удачным, правильным шагом. Положительную роль в управлении Институтом играют и оперативные совещания для руководителей департаментов, которые проводят вице-директора ОИЯИ А. Н. Сисакян и Ц. Вылов. Их задача заключается в том, чтобы довести до экономических и управленческих служб политику дирекции, создать наиболее благоприятные условия для проведения научных исследований.

Добавлю к сказанному то, что благодаря достаточно жесткому подходу к экономии ресурсов нам удалось в прошлом году повысить в среднем в два раза жалованье сотрудникам Института. Это пока еще не компенсирует все последствия августовского кризиса 1998 года. Поэтому в Институте продолжает работать антикризисный штаб под руководством А. Н. Сисакяна, который оперативно решает многие экономические вопросы.

Владимир Георгиевич, каким образом в научных планах Института на 2000 - 2002 годы учитывается "интернационально-индустриальный" характер современных фундаментальных ядерно-физических исследований?

Я бы ограничил свой ответ на этот вопрос несколькими, наиболее яркими, на мой взгляд, примерами. Думаю, вам уже известно, что 10 февраля генеральный директор ЦЕРН профессор Л. Майани объявил об открытии в ядерных столкновениях нового состояния материи, которое могло существовать на ранней стадии развития Вселенной. Этот вывод основывается на анализе данных, полученных на ядерных пучках одного из церновских ускорителей. Ученые и специалисты ОИЯИ - три группы ЛВЭ, участвующие в экспериментах NA49, NA45, WA98, внесли существенный вклад в получение этих результатов.

Эстафету этих исследований ныне принимает Брукхейвенская национальная лаборатория, где начинаются эксперименты на вновь созданном коллайдере релятивистских ядер и поляризованных протонов RHIC. Научная программа на RHIC тесно связана с программой ЛВЭ в области релятивистской ядерной физики и исследований поляризационных эффектов, дополняя ее в новой области энергий. Я хочу особо подчеркнуть, что основы релятивистской ядерной физики и изучения спиновой структуры ядер при высоких энергиях были заложены в Дубне в работах академика А. М. Балдина. По его инициативе и под его руководством для экспериментальных исследований в области ядерной физики был создан нуклотрон. В конце февраля мы с А. Н. Сисакяном посетили БНЛ и встретились с директором лаборатории профессором Дж. Марбургером. Дирекция БНЛ отметила вклад Дубны в эксперимент STAR на коллайдере RHIC. В 2000 году планируется начать обработку данных с детектора STAR. Мы говорили с нашим американским коллегой не только о перспективах сотрудничества с Брукхейвеном, но и обсуждали более общую программу участия США в деятельности ОИЯИ – в том духе, как мы сотрудничаем с Германией. Профессор Дж. Марбургер выразил готовность содействовать подписанию Соглашения между ОИЯИ и Министерством энергетики США, которое было бы аналогично ныне действующему Соглашению ОИЯИ – BMBF (Федеральное министерство науки и технологий ФРГ). Сейчас сотрудничество ОИЯИ с американскими учеными охватывает примерно 20 научных направлений (более подробный отчет об этом визите был опубликован в 9-м номере нашей газеты – Е.М.)

ОИЯИ продолжит активно участвовать в экспериментах по физике частиц в Протвино, на крупнейших ускорителях зарубежных научных центров, в частности, в ЦЕРН. В церновском эксперименте ДИРАК интеллектуальный вклад физиков Дубны носит определяющий характер. Руководит экспериментом профессор Л. Л. Неменов, и экспертная оценка, которой эти работы недавно удостоились в ЦЕРН, предельно лаконична: "Блестящий прогресс!".

Отдельно следует сказать о сотрудничестве ОИЯИ с уже упоминавшимся BMBF. На состоявшемся в феврале в Дубне 10-м заседании координационного комитета по выполнению соглашения немецкие эксперты отметили, что сотрудничество развивается исключительно успешно и эффективно, немецкие физики заинтересованы в совместных работах по широкому фронту исследований. Сегодня ОИЯИ сотрудничает с 67 институтами и университетами в 46 городах Германии. В BMBF принято решение об увеличении взноса на совместные проекты: в 2000 году он составит 2 миллиона 40 тысяч немецких марок.

Владимир Георгиевич, День рождения Института – 26 марта объявлен официальным праздником нашего международного центра. Какими соображениями вы при этом руководствовались?

Мы очень хотим, чтобы эта дата осталась в памяти будущих поколений ученых, которым суждено работать в Дубне, и поэтому решили широко отмечать ее каждый год. Разумеется, это связано с недавней ратификацией Соглашения ОИЯИ – Россия. Между прочим, единогласная ратификация документа в Госдуме, по-моему, подтверждает то, что Россия гордится честью быть страной местопребывания нашего международного центра.

В канун праздника мне приятно сообщить читателям газеты, что ОИЯИ и ЦЕРН вновь выдвинуты на соискание Нобелевской премии мира за выдающийся вклад в дело сближения народов на поприще мирного атома. Пропаганде огромного вклада обоих центров в науку, образование и развитие международного сотрудничества будет способствовать совместная фотовыставка, которая пройдет в Брюсселе в сентябре 2000 года под девизом "Наука, сближающая нации".

Официальное празднование Дня основания ОИЯИ совпадает, как известно, с президентскими выборами в России. Связываете ли вы какие-то надежды на изменение отношения в этом государстве к науке с приходом нового Президента?

Да, связываю. Как доверенное лицо кандидата в президенты Владимира Владимировича Путина я присутствовал на встрече с ним 28 февраля. На меня произвели большое впечатление слова и. о. Президента, содержащие его оценку роли фундаментальной науки. Цитирую по памяти: "Развитие в стране фундаментальной науки является нашим важнейшим приоритетом, это даже важнее ракет. Сейчас только две страны в мире - США и Россия - имеют первоклассную фундаментальную науку, охватывающую широкий фронт исследований. Без развитой фундаментальной науки мы превратимся в страну третьего мира". Хочется верить, что, став Президентом России, В. В. Путин претворит эти слова в повседневную практику своей работы.