В подразделениях ОИЯИ
Составные качества: умение и опыт
Не раз приходилось слышать от физиков и конструкторов ЛЯП, проектирующих уникальные приборы, отдельные узлы и целые экспериментальные установки: “Это сделано у нас в мастерских”. За годы своего существования (почти 40 лет) отделение опытно-экспериментального производства Лаборатории ядерных проблем накопило определенные традиции. Одна из них – невыполнимых заказов нет. Если заказ принят к исполнению, он будет сделан качественно и в срок. Рассказывает начальник отделения Виктор Григорьевич Сазонов, чей стаж работы в ОИЯИ – 25 лет.
Наше производство ориентировано на физику средних и низких энергий. Как правило, все опытные образцы для экспериментов, которые ведут физики ЛЯП, делаются у нас, а затем передаются в ОП ОИЯИ.
В нашем коллективе – 60 человек, из них 54 – рабочие. У всех очень высокая квалификация, средний возраст примерно 45 лет. В отделении представлены все основные профессии, которые нужны для выполнения заказов. Если возникают проблемы, – приглашаем специалистов по договору. Оборудование в хорошем состоянии, работает надежно, и, хотя давно не обновлялось, мы за ним следим, вовремя проводим профилактику и ремонт. Работаем ритмично, без срывов, в график укладываемся. С материалами тоже особых проблем нет, кое-что осталось еще от советского времени, а если не хватает, в течение десяти дней получаем через отдел снабжения ОИЯИ – были бы деньги… Кстати, о них. С 1990 года мы добивались возможности вести договорные работы, наконец, это право получили. В значительной степени это “развязало руки” - мы можем материально стимулировать отдельных работников, закупать недостающий инструмент и оборудование.
Из приоритетных заказов можно назвать работы по ATLAS (оснастка, устройства для транспортировки модулей), интересной работой считаем изготовление сцинтилляционных детекторов для спектрометра NEMO. Эти работы шли около четырех лет. Недавно завершили изготовление детекторной части и магнита на тракте пучков для эксперимента ДУБТО. Крупномасштабными и длительными были работы по реконструкции (с 1979 по 1985 год), а затем по модернизации отдельных узлов фазотрона ЛЯП. Запоминаются обычно трудные задачи – на уровне высоких технологий. К таким можно отнести совместную с КБ работу по созданию пленки для ядерных фильтров.
Как я уже говорил, работают у нас специалисты высокой квалификации, хотя в последнее время разряды не присваиваются (надбавка за них мизерная). Но мы-то знаем, кто на что способен. и кому что можно поручить. Так что необходимость в квалификационной комиссии отпала. Сейчас нет никаких моральных стимулов, одни материальные. Если есть возможность – даем премии, персональные оклады. Хотя, конечно, в коллективе такие праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, отмечаем.
Стало ли легче работать в новых условиях? И да, и нет. Мы ведь часть старейшей лаборатории ОИЯИ, и все, что происходит сегодня с наукой, не проходит мимо нас. Кроме того, изменились общественные отношения – нет ни парткомов, ни фактически профкомов, простому рабочему и пожаловаться-то сейчас некому. Поэтому на руководителя все смотрят, от него сегодня многое зависит, а это большая и психологическая и нравственная нагрузка. Но легче стали решаться вопросы снабжения, появилась возможность дополнительных заработков по договорам. Нас иногда физики за это упрекают – “мол, в коммерсантов превратились”, но это, поверьте, не от хорошей жизни – надо и квалифицированных рабочих удержать, и материальную базу сохранить. А все это в нынешних экономических условиях не так просто.
Беседовала Надежда КАВАЛЕРОВА