День защитника Отечества


Уже несколько лет, с 1992 года, 23 февраля отмечается в нашей стране как День защитника Отечества. Изменилось название, но остались традиции – в этот день поздравления принимают не только кадровые военные, но и все мужчины, и даже мальчишки в школах. Правда, праздник в последнее время потускнел – слишком много “компромата” выплеснули на нашу армию газеты и телевидение, да и мальчишек, желающих служить в вооруженных силах, с каждым годом становится все меньше. Зато ширятся ряды военизированных националистических организаций. Накануне праздника наш корреспондент встретилась с начальником городского отдела по делам молодежи, семьи и детства В. П. Кашатовой, участников Великой Отечественной войны, преподавателем ОБЖ (основы безопасности жизни) в школе № 10 А. М. Губернаторовым, полковником в отставке, бывшим военруком школы № 5 А. П. Никифоровым, чтобы обсудить проблемы военно-патриотического воспитания молодежи.

В. П. Кашатова: В Советском Союзе была создана система подготовки школьников, учащихся ПТУ к службе в армии. Как правило, этой работой занимались преподаватели военного дела. В школах была материальная база – тиры, учебное оружие, средства гражданской обороны, в том числе и для оказания первой медицинской помощи. Проводились военно-спортивные игры “Зарница” для младших и средних школьников и “Орленок” для старшеклассников. Почти в каждой школе были созданы музеи или уголки боевой славы, велась поисковая работа, изучалась история края. Говорят, что эта система была малоэффективной, и все же это лучше, чем ничего. В 1992 году по приказу Министерства образования РФ уроки военного дела были заменены преподаванием ОБЖ, из школ ушли военруки, были даны указания закрыть все музеи, тиры, убрать из школы учебное оружие, не проводить военно-спортивные игры…

А. М. Губернаторов: Я 35 лет прослужил в армии, три года был на фронте. Приходилось воевать и в разведке, и быть сапером-минером, и связистом, и командиром мотострелкового взвода. С 1980 года я работаю в школе № 10, сначала преподавателем военного дела, а затем – ОБЖ. Когда пришло указание уничтожить все, что связано с обучением военному делу, я сказал директору: “Только через мой труп!”.

Мне удалось сохранить все. Я, военный, впервые не подчинился приказу сверху. И не жалею. Зато десятая школа – единственная в городе, где ребята стреляют в тире (у нас их два),, занимаются строевой подготовкой, создан отряд военно-спортивной игры “Орленок”, проводятся лагеря по программе подготовки допризывников. Службу в армии никто не отменял, - так почему надо было отменять подготовку к ней? Мой богатый жизненный опыт, знание всех тонкостей военного дела помогают мне говорить с ребятами о таких вещах, которые пригодятся им и в армииИ в жизни. Например, почему нужна строевая подготовка? Некоторые пренебрежительно называют это “шагистикой”. А ведь при первом же построении командир обратить внимание на подтянутого и правильно выполняющего команды призывника. Расхлябанных и слабых в армии не любят. У нас в школе есть все для спортивной подготовки старшеклассников. Часто приходится видеть, как спорт помогает юноше обрести уверенность в себе, завоевать уважение товарищей. Я считаю, что в рамках программы по ОБЖ можно привить очень полезные навыки, если к этому предмету относиться серьезно. Но, к сожалению, в трех школах города нет преподавателей ОБЖ, хотя уроки “узкими” специалистами проводятся

В. П. Кашатова: Если мы потеряем это поколение, то будут виноваты взрослые – и те, кто стремилсяь свернуть воспитательную работу в школах, и те, кто спокойно на это смотрел. Осознание губительных последствий такой политики пришло к нам давно. Мы создали штаб по военно-патриотической работе, который организует уже в четвертый раз военно-спортивный лагерь для старшеклассников, возродил игру “Орленок”, проводит патриотические акции к 23 февраля, 9 Мая, 22 июня. Недавно делегация старшеклассников города ездила на место гибели Зои Космодемьянской в день ее 75-летия. Удачно, на наш взгляд, проходят городской конкурс патриотической песни, проводы ребят в армию. Сейчас планируется создание школы “Патриот” на базе подросткового клуба “Мечта”. Проводим эту работу совместно с военкоматом города, советом ветеранов, союзом военнослужащих в запасе. К сожалению, денег в городе мало. Даже купить призы для победителей конкурсов - проблема, поэтому ищем добровольных и бескорыстных помощников.

А. П. Никифоров: Я часто бываю в школе № 8, сейчас мы, ветераны, там создаем отряд военно-спортивной игры “Орленок”, хотим воссоздать музей боевой славы. Я считаю, что ветераны, бывшие военные должны активнее помогать школе, а то это будет пропавшее поколение. Смотришь: даже девчонки курят, матерятся. Ребята не готовы служить в армии, потому что их не подготовили. А отсюда – боязнь, неуверенность. Все это страшно удручает, но надо менять ситуацию, иначе ребят увлекут в другом направлении.

А. М. Губернаторов: Ко мне в десятую школе приходили “баркашевцы”, просили время для занятий в тренажерном зале. Они очень много внимания уделяют физической подготовке. Но я им говорю: “Познакомьте меня со своей программой, мне не все равно, кто будет тренироваться в нашей школе”. Выяснилось, что они против капитализма. С этим я согласился. Ну а с другим их тезисом я, конечно, согласиться не мог – Россия только для русских. Ведь я воевал, и командиром был, и вокруг всегда были солдаты и офицеры разных национальностей. Я им привел примеры из жизни, понял, что с ребятами-то, в общем, никто так никогда не говорил.

В. П. Кашатова: И ко мне члены РНЕ заглядывали, “прощупывали” местную власть. Они хорошо организованы, это чувствуется, у них есть своя газета, идеи примитивны и доходчивы.

А. М. Губернаторов: Вы знаете, мне 73 года, а я все что-то делаю, волнуюсь, организовываю. Мне иногда кажется, что я моложе своих учеников, даже физически им не уступаю. А ведь за плечами такая жизнь! Я был старшим в семье, за мной – еще 7 человек сестер и братьев мал-мала меньше. Началась война, отца убили, все заботы легли на мать и меня. До сих пор не пойму, как мы все выжили, все получили высшее образование. В 1943-м я ушел на фронт, и с тех пор моя жизнь связана с армией неразрывно. У меня трое приемных сыновей: одного подкинули, двух взял из дома малютки – все они прошли армейскую школу жизни. Я вообще считаю, что настоящий мужчина должен отслужить в армии, но к ней надо готовиться. Чеченская война показала, что неподготовленные психологически и физически новобранцы становятся “пушечным мясом”. Сто моих выпускников стали офицерами, вот и сейчас пять одиннадцатиклассников подали заявления в военные училища. Они получили в школе необходимые навыки, и очень трудная армейская жизнь их не пугает.

Беседовала Надежда КАВАЛЕРОВА