Реализация проекта ДУБТО (Дубна - Турин) началась примерно год назад. Новая установка была создана на основе прежней стримерной камеры, на которой несколько лет назад работала группа Ю. А. Щербакова. ДУБТО - продолжение весьма успешного сотрудничества между национальным институтом ядерной физики Италии и ОИЯИ.

- Модернизация камеры стала возможна благодаря очень большой помощи и поддержке итальянских физиков во главе с профессором Г. Пираджино, который является соруководителем данного проекта наряду с Н. А. Русаковичем и мною, - сказал в интервью нашей газете Джиль Брунович Понтекорво. - Нам удалось за год создать очень работоспособный коллектив, настоящую команду, которая сумела подготовить и провести двухнедельный сеанс в ноябре, давший интересные результаты. Установка ДУБТО проявила себя очень хорошо, еще раз подтвердив свою уникальность: на ней можно мерить такие импульсы вторичных частиц, которые никто в мире увидеть не может. Если в результате короткого июньского сеанса были выполнены методические задачи, то теперь удалось набрать довольно большую статистику - две цифровые видеокамеры передавали на компьютер ход эксперимента, и таким образом, получено 50 кассет с записью тысячи снимков на каждой.

Мне кажется, вы были обречены на успех - ведь этому сеансу предшествовала длительная и тщательная подготовка...

Да, надо отметить, что каждый сеанс - это новый шаг в эксперименте, после июньского сеанса мы кое-что усовершенствовали, решили ряд технических задач. В этот раз очень слаженно и четко сработал весь обслуживающий персонал фазотрона ЛЯП - без этого успех сеанса бал бы невозможен. В настоящее время ученые обрабатывают полученные данные, и уже видно, что это хорошая физика.

А что вы пожелаете себе и своим коллегам в новом 2000 году?

Наш эксперимент рассчитан на длительную перспективу при условии необходимого финансирования - деньги в первую очередь нужны на электроэнергию. Задачи, которые мы решаем в ходе исследований, очень интересны для физиков, поэтому группа наша открыта для сотрудничества со специалистами из разных лабораторий, и я хочу пожелать себе и им, чтобы третье тысячелетие началось так же успешно, как завершается второе.

Надежда Кавалерова