6 ноября в Дубне завершила свою работу конференция "МГУ и естествознание в XXI веке". Ее участниками стали Соросовские учителя - педагоги школ и лицеев Тулы, Фрязино, Рязани, Брянска, Нижнего Новгорода, Кирова, Тихвина, Москвы и Дубны. А лекторами - профессора и доценты химического, биологического, физического, механико-математического, геологического факультетов МГУ, сотрудники НИИ механики МГУ и ОИЯИ.

Организовал конференцию Высший колледж-факультет наук о материалах (ВКНМ) МГУ на базе Межфакультетского центра "Строение вещества и новые материалы" МГУ в гостеприимном здании филиала НИИЯФ МГУ. Интерес, проявляемый к конференциям Соросовских учителей в МГУ, зафиксирован документально, приказом ректора В. А. Садовничего о проведении конференции "в целях привлечения талантливой молодежи на первый курс Высшего колледжа-факультета наук о материалах, а также химического, физического, геологического, механико-математического факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова".

Итак, прошли лекции и "круглые столы", состоялись разбор задач со вступительных экзаменов и методические консультации. Решена ли задача и что получилось в ответе? Об этом мы узнаем от участников и организаторов конференции.

Адель Ефимовна Дашевская, директор химико-биологического лицея, Киров:

На этот раз со мной приехали шесть учителей нашего лицея. Понятно, что если бы прошлая встреча оказалась бесполезной, мы бы не приехали еще раз. А сегодня я увидела среди присутствующих примерно половину уже знакомых лиц. Здесь собираются единомышленники, так или иначе имеющие отношение к МГУ, к химфаку, к Высшему колледжу. При этом с одной стороны мы единомышленники, а с другой - конкуренты. Но по большому счету нас объединяет то, что мы работаем ради детей.

Второе. Наши пожелания к участвующим во встречах представителях колледжа учитываются. Эти встречи - одновременно и повышение квалификации учителей: полезно услышать лекции о современных тенденциях в науке, учителю всегда интересно общение с учеными. К сожалению, на этот раз лекции не "иллюстрировались" экскурсиями в ОИЯИ, но мы побывали в вашем университете - осталось очень приятное впечатление, надеемся еще посмотреть одну из школ. Сами встречи - дискуссии, обмен опытом, коллективное обсуждение наших проблем и задач - способствуют обогащению каждого из участников, зарождению новых идей, из МГУ всегда привозят книжные новинки. На прошлой встрече нас заинтересовало предложение, высказанное Архангельским о необходимости создания учебно-консультационных центров в наших учебных заведениях - и для учащихся и для учителей.

Григорий Геннадьевич Самарин, учитель физики этого же лицея:

Многое из того, что рассказывают, знакомо, но всегда интересно услышать о новых исследованиях - потом стараешься использовать это на уроках, чтобы заинтересовать детей не абстрактной "чистой" физикой, а конкретным применением. Жаль, что в этот раз не было экскурсий по лабораториям Института, от них получаешь кроме информации еще и энергетическую подпитку. В прошлый раз мы потратили много времени на знакомство - каждый рассказывал о своем учебном заведении, в этот раз оно прошло быстрее – многие уже знакомы, каждый старался заранее продумать темы для обсуждения, так что времени даром не теряли. Интересно сравнивать даже на конкретных задачах свои методы решения с методикой других преподавателей. Полезно пообщаться с профессорами МГУ, принимающими вступительные экзамены. На этих встречах всегда можно приобрести хорошую, написанную умным языком и недорогую литературу. И волей-неволей повышаешь свой уровень.

Людмила Викторовна Перелыгина, учитель биологии лицея "Дубна":

Я участвую второй раз в этих конференциях, привлекают отдельные специальные лекции, которые читают профессора МГУ, приводила и на предыдущую, и на эту конференцию своих учеников. В этот раз меня особенно заинтересовала лекция профессора биофака МГУ А. Х. Тамбаева "Глобальная роль водорослей и использование их человеком". Вообще, эти курсы всегда отличаются хорошим составом лекторов, можно услышать что-то новое и глубокое. Конечно, всегда интересно встретиться со своими коллегами. Высший колледж МГУ - очень интересное заведение, жаль, что у них такой маленький набор при таком высоком и сложном конкурсе. Но это очень перспективное учебное заведение. Проблема поступления в него для наших ребят заключается в том, что в Дубне нет сильных преподавателей химии, а на вступительных экзаменах и для успешной учебы в колледже требуются хорошие знания одновременно и в физике, и в математике, и в химии. Можно, например, на базе лицея №6 организовать класс целевой подготовки в колледж, если, конечно, собрать там сильных педагогов по соответствующим предметам.

Игорь Валентинович Архангельский, директор ВКНМ:

Некоторое движение после этих конференций наметилось: мы начали организовывать систему учебно-консультационных пунктов МГУ в разных регионах России. Уже подали соответствующие документы представители Кирова, они смогут обеспечить приезд преподавателей МГУ для подготовки учителей своего города и окрестностей. Пытаются организовать аналогичный пункт в Брянске. Очень скептически к этой инициативе относятся местные власти в Туле. Так получилось, что мы провели две конференции в течение одного года - благодаря поддержке Соросовской образовательной программы. К сожалению, Дж. Сорос резко сворачивает свою благотворительную деятельность в России, возможно, мы сможем продолжать такие встречи в Москве, а может быть, власти Дубны нас поддержат?

Для учителей, это мы уже почувствовали, эти встречи необходимы, наверное, это самое главное. После первой конференции ничего экстраординарного не произошло, хотя как раз в этом году у нас впервые был самый высокий среди факультетов МГУ конкурс - 12,5 человек на место, чуть больше, чем у традиционного лидера - факультета иностранных языков. Большинство абитуриентов были именно из городов, представленных на прошлой конференции. Но чтобы реально увидеть влияние этих конференций, нужно набрать какую-то статистику.

Татьяна Всеволодовна Тетерева, директор филиала НИИЯФ МГУ:

Из приехавших на вторую конференцию примерно половина - новые учителя. Они проявляют колоссальный интерес к ОИЯИ, но более сжатые сроки конференции не позволили нам организовать для участников экскурсию.

Поражает отношение колледжа - какое большое значение они придают этим встречам. С лекциями приезжают ведущие ученые МГУ, известные в ОИЯИ как участники исследовательских коллабораций, не менее серьезно относящиеся к учительским конференциям, чем к своим научным занятиям. Подготовка, которую здесь получили учителя, проявится в учениках, а значит, сократится разрыв между уровнем школы и вуза. Для нас это тоже важно, поскольку на базе филиала несколько лет работают подготовительные курсы МГУ.

И небольшое личное впечатление вашего корреспондента от этих двух конференций - удивительно, но есть еще в России подвижники и оптимисты, с верой и надеждой смотрящие в будущее и готовящие к этому лучшему будущему детей.

Ольга ТАРАНТИНА