Совсем недавно лицей "Дубна" отметил свое пятилетие. Много это или мало для учебного заведения? Что произошло за эти годы и чем отличается лицей от обычных школ? На эту тему размышляют Маша Ефимова и учителя, у которых она взяла интервью.

Наверное, нет в нашем городе человека, который бы не слышал о существовании лицея "Дубна" в Александровке. Откуда же он взялся, этот храм знаний, фактически появился из ничего?

Рассказывает директор лицея Ю.П. Курлапов: Начинать как каждое новое дело было трудно, но интересно. Первые ученики были своего рода энтузиасты - пошли за идеей. Даже, скорее, энтузиастами были их родители - они верили в нас - в меня и команду учителей. Но полным неизвестности и загадочности был только первый год. По прошествии все большего времени со дня открытия лицея известность его росла, росло количество желающих в нем учиться. Если в самом первом наборе у нас было 64 ученика, то сейчас в лицее учится 210 человек, из них 15 иногородних. В самом начале мы принимали всех, кто подал заявление, а теперь у нас жесткий отбор, дети держат вступительные экзамены. По-моему, это к лучшему. Могу с гордостью сказать - чтобы в одном месте собралось столько умных и красивых детей - это большая редкость.

Конечно, дети - это прекрасно, но есть люди, на которых держится лицей - учителя. И в особенности те, которые работают здесь с первого дня: Н.А. Полынцева, Л.В. Перелыгина, А.П. Вишняков, И.В. Елисеева, И.В. Краснова, И.В. Кедрова, С.В. Швидкий, И.А. Ломаченков, Г.Л. Федосова, Г.Л. Ефимова, Т.А. Царенкова, И.З. Ососкова, С.В. Вербицкая, Н.А. Анисимова, Е.П. Шеповаленко. Они не побоялись идти на новое место, покинуть родные школы и начать с ноля. С какими мыслями они делали свой выбор?

И. В. Кедрова, учитель литературы: Очень хотелось оправдать ожидания ребят, которые ушли из своих школ, от замечательных учителей в новое учебное заведение, до которого было трудно добираться. У меня было предчувствие интересной работы, и это оправдалось.

Н. И. Анисимова, учитель английского языка: Было понятно, что лицей не просто школа и ученики должны отличаться от обычных школьников. Они знали, куда шли, готовы много работать, и им это интересно.

Похоже, учителя шли в лицей только с чистыми и светлыми намерениями (а какими они еще могли быть!) и, придя в лицей, постепенно превращали свои мечты в реальность. Самыми сложными и трудоемкими были первые годы, но именно они запомнились особенно ярко.

И. В. Кедрова: Запомнился всеобщий энтузиазм, желание работать. Поразил необычайный отклик детей, которые хотели знать все. При первом посещении лицея мы увидели только голые кирпичные стены - не верилось, что здесь будет учебное заведение.

И. А. Ломаченков, учитель физики: запомнилось отсутствие парт, стульев и самого необходимого оборудования.

С. В. Швидкий, учитель информатики: ...желание учиться у ребят, неформальное отношение к учебе и общая творческая атмосфера.

Л. В. Перелыгина: поразил микроклимат лицея, психологическая совместимость учителей и учеников, доброжелательность и желание работать.

Прошли годы - и нынешние лицеисты отличаются от первопроходцев. Чем же?

И.А. Ломаченков: Дети, которые учатся сейчас в лицее, отличаются лучшей подготовкой, большим прогматизмом, и, естественно, меньшим романтизмом.

А.П. Вишняков: Те лицеисты пришли на голое место, а эти - на все готовое. Теперь знают, зачем сюда идут и что получат, а у первых было большое чувство смелости.

В завершении нашей беседы я попросила учителей обратиться к своим ученикам с пожеланиями на будущее.

Н.И. Анисимова: Они должны отдавать себе отчет в том, что пришли в лицей работать. К сожалению, еще не все это понимают.

И.В. Кедрова: Помнить о лицейском братстве. И пытаться в наше трудное время оставаться человеком.

И. А. Ломаченков: Учиться, учиться и учиться!

Что ж, я думаю, лицеисты примут во внимания наставления своих любимых учителей и по итогам следующей "пятилетки" лицей "Дубна" будет лидировать среди российских школ по всем показателям и, конечно, по самому главному - любви своих питомцев.