Что может объединить и заинтересовать друг в друге физиков и геологов? Предмет и метод исследований - геологические породы, тектонические процессы и многое другое, изучаемое с помощью нейтронов. Этот взаимный интерес, плоды многолетнего сотрудничества вылились во второе международное совещание "Рассеяние нейтронов при высоких давлениях", привлекшее и новых участников - представителей методов исследований вещества, дополняющих нейтронные. Совещание организовали ОИЯИ и РНЦ "Курчатовский институт". В нем приняли участие около 60 специалистов зарубежных исследовательских центров - Великобритании, Венгрии, Германии, Польши, Франции, Швейцарии, Японии - и российских институтов - кристаллографии (Москва), физики высоких давлений (Троицк), физики твердого тела (Черноголовка), ядерной физики (Санкт-Петербург), физико-технический (Ижевск), физики металлов (Екатеринбург) и ряда других.

О.Шимомура (Япония): Небольшое количество участников конференции позволяет сосредоточиться на докладах. Некоторые из них сделаны по исследованиям в актуальных, самых горячих направлениях. Я первый раз в Дубне, поэтому с большим интересом узнал, чем занимаются ученые ОИЯИ, Курчатовского института и в лабораториях других стран в области применения нейтронного рассеяния в физике конденсированных сред. Сам я занимаюсь аналогичными исследованиями, но с помощью другого средства - синхротронного излучения. Я думаю, было бы очень полезно объединить наши, нейтронного и синхротронного сообществ, усилия для всестороннего исследования материи. Ваш ИБР-2 и наш большой циклотрон прекрасно дополнили бы друг друга. И еще не по теме конференции. Дубна очень специфический город, я долгое время жил в Японии в аналогичном городе науки - в Цукубе. Они очень похожи, и мне кажется, это важно для науки.

Дж.Ловедей (Великобритания): Заметна большая научная активность российских коллег, было интересно познакомиться с результатами их работы. Мне лично была интересна работа по изучению водорода в металлах (?) физиков из ИФТТ А.И.Колесникова, Е.Г.Понятовского, И.О.Башкина. Вообще, за последние пять лет в физике высоких давлений наблюдается очень быстрый прогресс. Сегодня можно получать давления, аналогичные диапазону давлений от поверхности до ядра Земли. А это означает, что можно изучать и предсказывать поведение земной коры, землетрясения, строение других планет, в том числе, и с большим, чем у Земли радиусом.

Сопредседатель оргкомитета совещания профессор В.А.Соменков (РНЦ "Курчатовский институт"): Значение этого совещания прежде всего в том, что оно состоялось. Оно показало то направление исследований, которое стартовало на прошлом совещании, продолжает жить и, можно надеяться, будет развиваться. Во-вторых, ОИЯИ и ЛНФ приобрели то лицо, которого не было еще несколько лет назад - изучение поведения вещества в экстремальных условиях (высокие давления, высокие поля) с использованием нейтронов. Заметен количественный рост докладов примерно в полтора-два раза, пришлось даже организовать постерную сессию. Среди участников - основные научные центры и страны, занимающиеся этим направлением: Швейцария, Великобритания, Франция, они участвовали и в прошлом совещании, впервые и в таком количестве представлена Япония. К сожалению, в самый последний момент ряд ученых из Западной Европы отказались от участия из-за опасности террористических акций в России.

В отличие от прошлого совещания, на этом почти не было доложено рекордных результатов, за исключением, пожалуй, одного - исследований по неупругому, некогерентному рассеянию, проведенных на дифрактометре ДН-12 ЛНФ. Сегодня мы проходим этап развития дополнительных, связанных с нейтронным, методов исследований, в конференции участвуют коллеги из синхротронного сообщества, мессбауэрского общества. Представлены оригинальные работы из Швейцарии по специфическим методам охлаждения с использованием методов высокого давления, но которые невозможно было бы осуществить без знаний о кристаллическом поле, полученных с помощью нейтронов. Важно для ЛНФ и нейтронного сообщества расширение контактов, которые позволяют концентрировать и объединять усилия специалистов Гатчины, Екатеринбурга, Москвы. Достаточно серьезные работы доложили сравнительно молодые люди, в основном, из ЛНФ. Хочу отметить Дениса Козленко и Дениса Шептякова, можно говорить о появлении молодых звездочек.

И еще несколько слов - об исследовательской базе ЛНФ. Проведены, также в коллаборациях, две модернизации совместной ЛНФ и Курчатовского института установки - дифрактометра ДН-12. Его совершенствование, улучшение характеристик продолжается. Дифрактометр, до этого фактически доступный только исследователям двух наших институтов, в ближайшее время станет открытым для широкого круга пользователей.

Профессор С.Ш.Шильштейн (РНЦ "Курчатовский институт", Москва): Вам, наверное, Соменков много умных вещей наговорил, а я расскажу почти анекдот. В 1986 году проводилась конференция "Нейтронное рассеяние в 90-х годах". Американцы, выступая на ней, с гордостью, как о рекордном, говорили о достигнутом давлении в 50 кБар, а мы в это время уже получили 200 кБар. В СССР первые эксперименты с наковальней проводились на реакторе, мощностью 5 МВт, а в США - и на 50 МВт не дали результата. Да и сегодня, по-прежнему, везде, где используется техника с наковальнями используются наработки еще времен СССР. А в Дубне за прошедшие годы был создан такой огромный интеллектуальный потенциал, что, не смотря на изменившиеся условия, просто по инерции работа не может не продолжаться. И видно, что и здесь, и в некоторых других местах сегодня делаются конкурентоспособные работы.

Профессор А.Н.Никитин (ЛНФ): Последние десять лет в ЛНФ активно развивается аппартурно-методическое направление, связанное с созданием специальных нейтронных спектрометров для исследования текстуры и структуры геологических материалов. Постоянные мощные землетрясения напоминают, что изучение строения и свойств горных пород, меняющихся от глубины залегания, совсем не абстрактная наука. В ЛНФ используют нейтроны в комплексе с другими физическими методами, позволяющими исследовать структуру больших образцов горных пород и минералов (исследование с помощью рентгеновского излучения требует тонкого среза образца, но это означает потерю информации), их текстурные свойства, то есть память о палеотектонических процессах. Экспериментальный комплекс, включающий спектрометр количественного анализа текстур (СКАТ) и термоуправляемую камеру одноосного сжатия (ТКОС), позволяет моделировать процессы, проходящие в глубинах Земли, наблюдая одновременно и непрерывно, что очень важно, целый ряд физических параметров. Такое моделирование можно провести только у нас в ОИЯИ и уже получены первые результаты. Они заинтересовали зарубежных геологов и геофизиков, а с российскими мы работаем в постоянном контакте.

Профессор В.М.Шолпо (Объединенный институт физики Земли РАН): Разрабатываемая здесь нейтронная методика исследования материалов открывает до того скрытую информацию о структуре и истории горных пород. Также она позволяет проверить наши качественные построения об эволюции горных пород. Исследование образцов с Кольской сверхглубокой скважины (более 12 км) дает уникальную информацию, позволяет сравнить одну и ту же породу, находящуюся в разных условиях залегания. Именно нейтронные методы позволяют проверить и уточнить слишком примитивные модели изменения свойств пород в зависимости от глубины залегания. Помимо фундаментального значения для наук о Земле эти исследования имеют не менее значительный прикладной характер. Это не только само предсказание землетрясений, но и проблема захоронения радиоактивных отходов, поскольку для захоронения надо находить сейсмически спокойные участки. В этом необходим союз физиков и геологов. Очень много интересной информации может дать Кольская сверхглубокая скважина, это настоящая геолаборатория. В ней должно вестись непрерывное наблюдение за различными геофизическими полями, но сегодня это невозможно делать из-за отсутствия финансирования. Менее глубокая, 9 км с небольшим, скважина есть в Германии, еще бурится Уральская. Если создать сеть скважин, можно было бы следить за эволюцией блоков и плит земной коры, которые она охватывает.

Академик международной академии наук экологии, безопасности человека и природы Ю.И.Кузнецов (Кольский филиал НПП "Герс"): Я 25 лет проработал геофизиком на Кольской сверхглубокой, поэтому не мог, наверное, не заинтересоваться строением геологического вещества. Но мой профиль - экология, проблемы захоронения радиоактивных отходов. Сегодня в обществе существует стойкое убеждение, что утилизировать отходы надо там, где они образуются, что самое опасное - транспортировка. Но представьте себе последствия их захоронения в сейсмоактивном месте. И потом, у нас страна большая, есть куда вывозить, а что делать японцам? Вот почему их достаточно много на этой конференции - для них особенно актуальны возможности глубинного захоронения, возможности третьего измерения. В Японии планируется бурение 10-километровой скважины именно с целью прогнозирования землетрясений и для изучения перспектив глубинного захоронения отходов.

Совещание собрало большой спектр специалистов и приятно, что оно заинтересовало переживающих не лучшие финансовые времена российских ученых.

Владислав Юдин (студент физфака Тульского госуниверситета): Я буду делать диплом в группе текстурного анализа ЛНФ, поэтому здесь уже с весны - знакомлюсь с установками, изучаю систему обработки данных. Надеюсь, смогу сам что-то померить - я работаю с многофазными материалами. Послушать доклады на конференции было полезно и очень интересно.

Сопредседатель совещания А.М.Балагуров (ЛНФ): Этот год был несколько перенасыщен нейтронными конференциями и совещаниями, в том числе такими крупными, как Всемирный конгресс кристаллографов (Глазго, август), Европейская нейтронная конференция (Будапешт, сентябрь), Российское нейтронное совещание (Обнинск, сентябрь). У нас были опасения, что наше небольшое совещание затеряется на их фоне. Но авторитет Дубны и Курчатовского института в области нейтронного рассеяния при высоких давлениях сработал, и состав участников оказался вполне представительным. Исключительно плодотворной оказалась идея привлечь на совещание геологов и геофизиков: весьма интересное сотрудничество с ними уже началось и грозит развиться в важное и с фундаментальной, и с прикладной точек зрения направление. Приятное впечатление у ветеранов физики нейтронного рассеяния при высоких давлениях осталось от количества и научного уровня докладов наших молодых сотрудников и аспирантов.

Заседания совещания проходили в филиале НИИЯФ МГУ. Как сопредседатель оргкомитета не могу не отметить профессиональную и очень доброжелательную атмосферу, созданную Т.В.Тетеревой и ее замечательным коллективом, так же как и традиционно четкую работу группы международного отдела под руководством Т.С.Донсковой.

Оргкомитет планирует издать труды совещания и не скрывает планов провести когда-нибудь в третьем тысячелетии очередной сбор специалистов, применяющих или собирающихся применять рассеяние нейтронов для изучения вещества при высоких внешних давлениях.

Ольга Тарантина