История ускорителя – в судьбах ветеранов
Только четыре эпизода
Публикацию воспоминаний ветеранов ЛЯП, посвященных 50-летию пуска первого ускорителя Дубны, продолжают эпизоды из истории создания синхроциклотрона, рассказанные В.А.Богачем.
1. Представьте себе картину: рядом с магнитом ускорителя в громадном зале стоят впритык несколько столов. За ними работает оперативный штаб стройки: замминистра электропромышленности, проектировщики из ряда НИИ, разработавшие проект, главный инженер А.В. Честной, М.Г. Мещеряков и инженеры лаборатории ГТЛ. Уже несколько недель все время обсуждается один вопрос: не удается получить высокий вакуум в камере ускорителя, которая смонтирована тут же в зале вне полюсов магнита. То и дело выдвигаются и горячо обсуждаются различные предложения, но дело пока не движется. В зал входит замдиректора по общим вопросам и, улучив момент, решает с директором какой-то вопрос, после чего прислушивается к горячей дискуссии о вакууме. Затем, ни слова не говоря, встает и выходит из зала. Через некоторое время он опять появляется у стола в зале и присаживается на свободный стул. Как и раньше, на него никто не обращает внимания. Он спокойно сидит и, когда в дискуссии возникает пауза, он солидно, как и положено начальнику, уверенно говорит: "Я принял надлежащие меры и к вечеру вакуум будет". Взоры всех присутствующих обращаются к нему с недоумением: откуда он может знать об этом?
Солидно кашлянув, начальник сообщает: "Я только что послал в Москву самого лучшего снабженца. Он все что угодно добудет и привезет к вечеру, не то что какой-то там вакуум". Все ошарашены. Затем громовой хохот всех присутствующих...
2. Продолжается откачка камеры ускорителя. Она стоит в зале, вне магнита, и вокруг нее и по ней ходят люди. Благо места много: размер крышки 6 x 6 метров. Один из руководителей монтажа стоит рядом с вакуумметром и недовольно комментирует поведение прибора. Второй руководитель ходит по крышке в халате и туфлях на микропорке и также неодобрительно высказывается о вакууме в камере, иногда и останавливаясь при этом.
И вдруг стоящий у вакуумметра замечает, что, когда собеседник на крышке остановился, стрелка вакуумметра показала улучшение вакуума, а как только человек на крышке поднял ногу, опять вакуум упал. "Не двигайся!" - закричал он изо всех сил. - "А в чем дело?" - спросил человек на крышке и пошел к вакуумметру. "Стой, стой! - закричали и другие. - Ты течь заткнул своей подошвой, и вакуум улучшился!". Так была выявлена одна микротрещина в крышке вакуумной камеры.
3. Для синхроциклотрона был построен гигантский по тем временам магнит, вокруг которого создавалось в воздухе большое магнитное поле рассеяния. Это немудрено, так как при диаметре полюса 6 метров зазор между полюсами был около одного метра. Это представляло опасность стягивания ферромагнитных предметов в межполюсное пространство. Причем возникающие силы иногда превышали силы человека, если железка была велика. И возникала опасность серьезной травмы.
Однажды вблизи магнита стоял облаченный в полную брезентовую форму пожарный. На поясе сбоку у него висел топорик в чехле. В это время начали включать электропитание магнита, появилось магнитное поле, и топорик принял горизонтальное положение. Пожарный повернул голову и недоуменно посмотрел на топорик. Затем он ладонью нажал на конец топорища и опустил его вниз. Но как только он убрал руку, топорик опять вскочил. Пожарный мужественно повторил эксперимент несколько раз, затем повернулся и быстро, но без паники, ушел из зала. Встретив по дороге свою землячку, работавшую уборщицей и наблюдавшую уже ранее, как ведра ползут к магниту, они вместе решили, что в зале существует нечистая сила и ходить туда не стоит.
4. Через некоторое время выяснилось, что полюса магнита: северный вверху, а южный внизу, расположены неудачно. Надо было бы наоборот: южный вверху, северный внизу.
В первый момент проблема показалась весьма серьезной. Первая мысль была: надо перевернуть вверх ногами магнит весом в 7000 тонн. А это гигантский труд – говорили физики. Когда о возникших проблемах узнали электрики – главный инженер А.В.Честной засмеялся и сказал, что достаточно пересоединить подходящие к магниту медные токопроводы, для чего достаточно сделать специальные шкафы переключения. Так и поступили.
А когда в 1954 году я поступил на работу в ГТЛ, то первое задание, которое получил, было спроектировать схему изменения полярности магнита путем переключения полярности обмотки возбуждения генератора. Что и было сделано. И с тех пор на ускорителе смена полярности производится поворотом одного ключа на пульте.