Пять лет – не так уж мало!
Подготовительные курсы на базе Дубненского филиала НИИЯФ МГУ - это:
|
Шестой учебный год начался на подготовительных курсах МГУ, обитающих под крышей филиала НИИЯФ МГУ, а значит, уже пять лет школьники нашего города имеют возможность подготовиться к поступлению в Московский университет на соответствующем уровне, и сдать вступительные экзамены, не уезжая из города. За эти годы сотни дубненских учащихся укрепили и дополнили знания, полученные в школе, некоторые из них именно на курсах определили направление своей дальнейшей учебы. Недавно в филиале первый раз за пять лет встретились бывшие слушатели и преподаватели курсов - вспомнить прошлое, рассказать о настоящем, поговорить о будущем. В филиал, оставшийся родным домом, пришли выпускники курсов разных лет - от новоиспеченных первокурсников до заканчивающих учебу пятикурсников - физфака, ВМК и филфака (философия, политология) МГУ, Московской академии права, юридического факультета Дубненского университета.
Гостеприимный дом
Директор филиала НИИЯФ МГУ Т. В. Тетерева: Пять лет работы - не юбилей, но первые выводы уже сделать можно. Если судить по результатам - мы нашли свою нишу в деле подготовки абитуриентов: ежегодно на курсах занимаются около 80 одиннадцатиклассников, примерно 30 процентов их них поступают в МГУ, 50 процентов - в другие лучшие вузы страны. Первое время подготовка на курсах велась по факультетам. Но выбрав факультет, школьник тем самым жестко ограничивал набор предметов, к тому же частенько посещал только те, которые сам считал нужным. Мы изменили систему подготовки, делая набор не по факультетам, а по предметам. Это изменение, как показала практика, увеличило выбор для абитуриентов. Поступая в сентябре на курсы, они не могут сделать четкого выбора факультета, колеблются, ориентируются иногда на еще довольно расплывчатые собственные представления о своих желаниях и возможностях. К весне этот выбор они могут сделать уже более мотивированно, иногда сильно изменив свои желания. Подготовка по предметам дает большую свободу. Выбрав не МГУ, а другой вуз, абитуриент не попадет впросак, поскольку сегодня вступительные экзамены даже на аналогичные факультеты в разных вузах отличаются набором предметов.
И по внешней форме своей организации курсы также готовят к вузу – в отличие от школы, в аудитории работает учитель, практических занятий мало, у школьника возникает обманчивое впечатление легкости. Но от слушателя курсов требуется большая отдача – в среднем 15 часов в неделю аудиторных занятий, да еще домашние задания. Но курсы рассчитаны не на среднего ученика, как в школьной программе, а на поступление в ведущий вуз страны.
Мы принимаем учащихся как десятых, так и одиннадцатых классов. Цель подготовки десятиклассников – подтянуть за год обучения их уровень до требований курсов, поскольку за один год выпускного класса не все могут справиться со сложной задачей. Бывает, что не поступив с первого раза, ребята опять приходят к нам заниматься, подтягивают слабые места. Мы принимаем всех, в отличие от Москвы, где имеется конкурс даже для поступления на подготовительные курсы МГУ.
Слово - учителям
Т. Е. Сандуковская (преподаватель истории): Сегодня школьная программа рассчитана только на получение аттестата, но не на успешное поступление в вуз. Учебников по истории множество, причем в разных школах учат по разным. Задача курсов - помочь ребенку сориентироваться в этом разнообразии. На наших курсах можно готовиться в течение одного учебного года или двух. Опыт показывает, что три четверти наших подопечных сдают вступительные экзамены на пятерку.
А. А. Леонович (преподаватель физики): Очень важно, что на наших курсах школьники могут заранее, за два года до окончания школы, позаниматься по разным предметам, походить к разным преподавателям, понять самих себя - знаю много случаев, когда ребята занимались по предметам естественнонаучного и гуманитарного направлений одновременно. В этом отношении надо отдать должное руководству филиала - как они смогли поставить дело, создать особую, именно университетскую атмосферу.
Т. Е. Сандуковская: Мы и называем их абитуриентами, хотя они еще школьники, стараемся не поучать, относимся к ним как к взрослым, как к нашим коллегам.
А. А. : Мы действительно коллеги, атмосфера в филиале совсем не такая, как в школе, удовольствие получаешь уже от общения с ребятами.
Т. Е. : Сюда всегда идешь с радостью, ждешь-не дождешься начала очередных занятий. Да и в нашем небольшом педагогическом коллективе прекрасные взаимоотношения, в духе поддержки и взаимовыручки. Спасибо Татьяне Всеволодовне и ее коллегам за атмосферу, университетский дух, ощущаемый в филиале.
Vox populi…
А вот мнения ребят, высказанные вашему корреспонденту в отсутствие других взрослых:
Здесь наши знания систематизировали. Дополнительная нагрузка помогала держать себя в форме, не расслабляться. Подход к работе с историческим материалом для нас оказался новым и интересным. Татьяна Евгеньевна давала то, чего не было в учебниках. Например, история древнего мира воспринималась как живая, как будто мы в нее погрузились. С Александром Анатольевичем было очень интересно общаться не только по вопросам физики, но и поговорить о многом другом. Здесь легче сдавать экзамены - привычные стены, знакомые люди. Все знакомое, но сильно изменившееся после ремонта - отремонтировали то, что мы не успели доломать. После физфака можно попасть в любой институт и у нас, и за рубежом, но уезжать насовсем не хотелось бы. Интересно заняться научной работой в области государства и права. Поступать год от года труднее, все меньше бесплатных мест, здесь при желании можно хорошо подготовиться. Сюда ходишь - хоть что-то делаешь, сам так заниматься не будешь.
А несколько третьекурсников физфака воспользовались встречей для того, чтобы обстоятельно посоветоваться с Татьяной Всеволодовной, какую кафедру выбрать для своей дальнейшей специализации. Может быть, они выберут ядерную физику и вернутся в филиал уже в новом качестве – не абитуриентами, а старшекурсниками. И, может быть, затем пойдут работать в ОИЯИ, и тогда образовательная цепочка завершится…
Ольга Тарантина