Профессор Лучано Майани:
"Мы намерены продолжать наше сотрудничество"
Генеральный директор ЦЕРН профессор Лучано Майани в силу жесткого графика своей работы прибыл на конференцию на полтора дня, причем полдня отвел для знакомства с Дубной, поскольку сотрудничеству с ОИЯИ придает большое значение. 27 сентября он встретился в МГУ с президентом РАН академиком Ю. С. Осиповым, ректором МГУ В. А. Садовничим и другими учеными. Здесь же состоялась и его первая в рамках нынешнего визита встреча с директором ОИЯИ В. Г. Кадышевским и вице-директором А. Н. Сисакяном.
28 сентября в Дубне Л. Майани осмотрел ЛЯП и ЛФЧ, где познакомился с ходом работ по совместным программам. В дирекции Института А. Н. Сисакян, В. Д. Кекелидзе, А. И. Малахов, А. С. Курилин, И. Н. Иванов и другие ученые подробно рассказали гостю о научных и образовательных планах ОИЯИ. Л. Майани дал высокую оценку состоянию и перспективам сотрудничества. Что еще раз подтвердил в беседе с корреспондентом еженедельника "Дубна". По дороге из Лаборатории теоретической физики в Лабораторию физики частиц. В машине.
- Каковы ваши впечатления от конференции, от первого знакомства с Дубной?
- Дубна - это очень широкое географическое и научное понятие. Это не просто исследовательские лаборатории, но существенная часть мирового научного сообщества. Это мощный научно-технический потенциал, накопленный за несколько десятилетий. Это центр научно-технического сотрудничества, особенно для тех стран-участниц, которые не обладают собственной базой для проведения широкого комплекса физических исследований. И в этом смысле мы в ЦЕРН рассматриваем ОИЯИ как существенный элемент в своей деятельности, особенно при подготовке крупных экспериментов по программе на LHC.
Что касается Боголюбовской конференции, то я хорошо знаю работы Боголюбова, многих его учеников. Это замечательная конференция. Я был рад встретить здесь людей, которых не видел очень долго. Большое впечатление произвели воспоминания о Боголюбове и работе с ним его коллег и учеников.
- Какими вам представляются перспективы сотрудничество ОИЯИ - ЦЕРН?
- У нас есть совместные рабочие планы на ближайшие пять, шесть, может быть, даже десять лет. Они связаны со строительством большого адронного коллайдера и, как мы надеемся, с последующей его эксплуатацией. Так что перспективы очень хорошие, мы намерены продолжить наше сотрудничество.
- Какое значение вы придаете воспитанию научной молодежи?
- Конечно, образование - важная часть научно-исследовательской работы. И поскольку научные исследования в ОИЯИ развиваются, естественно, необходимо развивать учебные центры, в которых ведется не только преподавание, но и широкий обмен научной информацией. И здесь большую роль, я считаю, должен играть Интернет как средство международной компьютерной связи. Мне кажется, это очень важная часть нашей общей работы. Не менее важно и создание возможностей работы с этой сетью для школьников.
- Как известно, сейчас ведется подготовка к совещанию представителей стран, которые одновременно являются членами ОИЯИ и ЦЕРН. Что вы думаете об этой проблеме?
- Исторически ЦЕРН был создан как совместная лаборатория западно-европейских стран, а ОИЯИ - восточно-европейских и восточных. И они хорошо выполнили свою роль. Теперь, с ростом масштабов научных проектов отдельные страны и даже крупные лаборатории вынуждены все более концентрировать свои усилия. И поэтому сейчас наблюдается все большая концентрация стран вокруг ЦЕРН, и это создает для нас некоторые проблемы. Я считаю, что очень важно не сосредоточиваться только на одном центре. Дубна должна оставаться и развиваться, сохранять свою роль как еще одно место концентрации усилий для стран-участниц, которые исторически вошли в ОИЯИ. Конечно, нужно изменять программы деятельности в соответствии с новой ситуацией, конечно, будут возникать проблемы, и мы хотим организовывать совещания и конференции, чтобы обсуждать эти проблемы. И ученые, традиционно работающие в ЦЕРН и в ОИЯИ, будут традиционно пересматривать свои программы и обмениваться мнениями и предложениями. Первый раунд такого обмена можно провести на предстоящей совместной школе ЦЕРН - ОИЯИ, которая мне кажется самым подходящим для этого местом. Поскольку это проблемы не дипломатические, а научные, ученые могут высказывать свои мнения по крупным проектам, а проекты будут в основном крупные, по совместному использованию имеющихся ресурсов. Я считаю, что всем нам нужна не одна всемирная лаборатория, а сеть исследовательских центров.
- Как развиваются ваши отношения с российскими научными центрами?
- В рамках создания большого адронного коллайдера у ЦЕРН и российских центров сложились очень органичные отношения. Российские лаборатории участвуют в создании отдельных частей этой установки, в качестве примера могу назвать Будкеровский институт в Новосибирске, где создаются очень важные части LHC. Еще один важный участок сотрудничества ЦЕРН с российскими институтами и университетами - создание детекторов для LHC. И несмотря даже на такие сложные условия в России, как сейчас, мы всемерно стремимся поддерживать и укреплять наши отношения с российскими лабораториями, чтобы не потерять очень важный интеллектуальный вклад, который вносят российские ученые в наш проект. И я надеюсь, что это нам удастся.
С этими словами генеральный директор ЦЕРН вышел из машины и направился в Лабораторию физики частиц...
Беседу вел Евгений Молчанов.
Перевод Михаила Потапова.