Коллектив и его дело


О тех, кто заставляет работать технику

Мы продолжаем цикл публикаций о производственных коллективах Лаборатории ядерных реакций, так или иначе связанных с работами по синтезу сверхтяжелых элементов. Успех этих экспериментов, заставивший мировую научную общественность вновь с восхищением заговорить не только о Дубне, но и о российской науке, - этот успех обеспечен в равной мере с учеными и усилиями тех людей, которые технически сделали возможным проведение экспериментов. Из них, может быть, в первую очередь стоит упомянуть о службах, благодаря которым бесперебойно работает вся техника, включая сами ускорители. Это - производственно-технологический хозрасчетный отдел ЛЯР, недавно отметивший свое пятилетие. Предоставляем слово сотрудникам Лаборатории ядерных реакций:

Избавились от “социалистических” проблем

Главный инженер лаборатории В. А. Костырев:

Главное, что касается этого подразделения, - оно своими силами поддерживает рабочее состояние ускорителей (их в лаборатории три, плюс микротрон) и физических установок. Все это хозяйство требует постоянной поддержки, ремонта, модернизации, доработок, замены отдельных элементов. На физических установках все время решаются новые задачи, и под их выполнение тем более необходимы преобразования материальной части. Конечно, на все сто процентов удовлетворить требования ускорительщиков и физиков мы не можем - отдельные особенно сложные или ресурсоемкие узлы и агрегаты приходится передавать в Опытное производство. Но главное - отдел полностью работает на Лабораторию ядерных реакций, у нас нет свободных мощностей - наши производственные ресурсы загружены полностью.

Переход на хозрасчет помог нам избавиться от проблем социалистического производства, когда исполнители не были заинтересованы в получении заказов. Сейчас, наоборот, люди ищут работу, если сроки сжатые - выходят во внеурочное время, в выходные. В целом коллектив работает быстро, надежно, качественно (бывают, конечно, исключения, но не они определяют лицо коллектива), проблемы и разногласия решаются всегда на основе разумного компромисса. Хочется отметить и то, что отделом и его двумя подразделениями - отделением опытно-экспериментальеного производства и группой инженерных систем и водоохлаждения ускорителей - руководят грамотные, опытные специалисты: Лев Николаевич Гусев, Александр Васильевич Решетов, Юрий Алексеевич Синягин. Их отличает высокий уровень понимания задач лаборатории, с ними просто решать все производственные вопросы.

Все мощности загружены

Начальник ПТХО ЛЯР Л. Н. Гусев:

Приказ по Институту о формировании нашего отдела в своем новом составе датируется 26 апреля 1994 года - это дало нам повод отметить нынешней весной его пятилетие. Тогда была сформирована именно структура отдела: службы инженерного обеспечения вывели из отдела ускорителей и присоединили к производственно-технологическому отделу. Сейчас в наши задачи входит сопровождение работы ускорителей и физических установок, обеспечение проводимых экспериментов для всех научных групп лаборатории. Так как в ЛЯР научно-исследовательская деятельность всегда на высоком уровне активности, то и мы без заказов не сидим, практически все наши мощности загружены лабораторией – если берем сторонние заказы, то в единичных случаях.

Из крупных заказов последнего времени нельзя не назвать работы по модернизации двух ускорителей, когда проводился монтаж внешней инжекции ионов с применением ЭЦР-источника, изготовление самого ЭЦР-источника, выполнение в кооперации с ОП ряда узлов для ускорителя ВИНЧИ в Югославии. Практически ежедневно идет так называемая "текучка": мишени, электроды, контакты, изоляторы, детали вакуумного оборудования. Работа на научный эксперимент предъявляет высокие требования к персоналу. Наши работники имеют высокую квалификацию, многие освоили несколько профессий, за счет этого и зарплата повыше, удается удерживать людей в отделе. Хотя, разумеется, те ограничения, что действуют в госпредприятиях, порой просто непонятны: слесарь высшего 7-го разряда не может иметь оклад выше 13-ти минимальных...

За пять лет отделу удалось не только сохранить, но и расширить свои технические возможности: возродить гравировальный участок, отремонтировать уникальный гибочный станок, освоить и пустить в эксплуатацию большие ножницы. В стадии пуско-наладочных работ сейчас находится пескоструйная установка, разработанная конструкторским бюро ЛЯР. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Коммуникациям - сорок лет

Руководитель группы инженерных систем и водоохлаждения ускорителей ПТХО ЛЯР Ю. А. Синягин:

В составе группы - 12 рабочих, техник и инженер, работы на всех более чем достаточно. Группа занимается обслуживанием, ремонтом, монтажом инженерных систем, куда кроме двухконтурной системы охлаждения ускорителей и аппаратуры входят система сжатого воздуха, вентиляция, водопровод, отопление. Все это должно надежно работать, особенно когда идут эксперименты. В последнее время сбоев не было - это заслуга наших сотрудников.

Из-за старого оборудования поломки происходят часто, кривая отказов все круче. Приобретаем, конечно, и новые машины, материалы - главный инженер нас понимает, помогает решать вопросы по приобретению необходимого. К сожалению, из-за финансовых трудностей мы работаем в "пожарном" порядке, нет прогнозирования, плановых закупок. Тяжело инженеру по снабжению нашего отдела Н. М. Лагуткину: бывает, что несколько раз приходится выписывать счета, даже позвонить в другой город сейчас - проблема.

Коммуникации прокладывались сорок лет назад, постепенно усложнялись, как правило, без отражения этих изменений в чертежах, сейчас приходится документацию восстанавливать. "Выбили" для группы персональный компьютер, приняли на работу инженера - Б. И. Яковлева. Он занимается уточнением и выпуском принципиальных схем с помощью компьютера, часто обращаясь как к " живым справочникам" к нашим старейшим работникам, которые, слава Богу, многое помнят. Иной раз для восстановления схемы приходится и под ускорителями проползать, прощупывать каждую линию... В беспорядочном, на первый взгляд, нагромождении "железа" при желании можно увидеть смысл, своеобразную эстетику.

Работа у нас нелегкая, но и в этом есть плюсы. Кто-то сказал, что невзгоды делают плохого человека хуже, а хорощего - лучше. Приятно бывает, когда люди любят возиться с машинами, предлагают изящные технические решения, первыми догадываются о причине неисправности, проявляют самостоятельность. Многое держится на наших пожилых профессионалах со старой закалкой - это В. А. Никитин, В. К. Пчелинцев, В. И. Беляков, П. Я Башилов.

Труд наш даром не прошел

Начальник опытно-экспериментального производства ПТХО ЛЯР А. В. Решетов:

Коллектив наш за многие годы устоялся, отфильтровался, знаем достоинства и недостатки друг друга - текучки кадров нет, наоборот, есть много желающих перейти к нам из других организаций. У нас в лаборатории “со стороны” никто ничего, кроме, разве что, лифта не обслуживает - все делаем своими силами, самое разное оборудование можем изготовить, в том числе - для группы Синягина.

Конечно, есть трудности общего порядка, как у всех в наше время. В приобретении материалов, например, или, что уже похоже на курьез, - обеспечении рабочих спецодеждой, у нас ведь условия радиационно-вредные, отсюда соответствующие требования к спецодежде, а мы не можем ее пробить, уж в какие только инстанции не обращались... Впрочем, в любой лаборатории вам нечто подобное расскажут. В нашей же, поскольку есть грандиозная научная программа, есть и основание для энтузиазма. Практически не было момента, чтобы мы в чем-то подвели физиков при выполнении поставленной ими задачи. У нас вся работа интересная, поскольку экспериментальная, в единичном исполнении. Практически все физические установки сделаны в основном своими силами: и ГНС, и ВАСИЛИСА, и ФОБОС. Кроме того - и ЭЦР-источник, и устройство внешней инжекции, и мишени, и модернизация ускорителей. В моральном плане - приятно сознавать, что труд наш даром не прошел, что мы так или иначе причастны к успехам ученых, трудились для общего дела.

Беседовала Анна АЛТЫНОВА