Горим по глупости

Природа всесильна - каких-то пара месяцев жары и засухи превратили Дубну из города на болоте в город на пороховой (торфяной то есть) бочке. Сухая трава, высохшие ручьи и канавы, дым, застилающий улицы, - вот непривычная для наших широт картина нынешнего лета. Первая часть брифинга в мэрии 12 июля была посвящена вопросам противопожарной безопасности. Перед журналистами выступили начальник управления по ГО и ЧС города В. А. Чарыков и заместитель начальника Дубненской государственной пожарной службы Ю. П. Смирнов.

Грустный факт вырисовался из их рассказов: более, чем природный катаклизм, виноват в своих бедах сам человек с его беспечностью. Наши глупые реформы привели к тому, что развалились торфоперерабатывающие предприятия, торфяники - а они имеют коварное свойство гореть изнутри на недоступной для пожарных глубине - остались безнадзорными, более того, на иных - отвели место под садоводческие товарищества. Садоводы же, не успев, видимо, за два жарких месяца перестроить свой менталитет, беспечно жгут здесь мусорные кучи, бросают окурки, а ведь даже осколок бутылочного стекла (несметное их количество оставляет тут и там "наш" человек) может как линза воспламенить пересохшую траву, торфяную почву. Что уж говорить о нашествии в леса городских любителей пикников да шашлыков – их отношение к природе давно притча во языцех.

На сегодняшний день в самом городе обстановка с пожарами сравнительно спокойная (хотя в соседних районах есть серьезные загорания леса). Во многом, как сказал В. А. Чарыков, избежать серьезных неприятностей помогли проведенная заранее подготовка, теоретическое моделирование тех или иных чрезвычайных ситуаций и отработка взаимодействия различных служб города, предприятий, организаций. Потому, когда из-за пожара на 119-м километре впервые пришлось переводить город на резервную схему электроснабжения, в полной мере пригодился опыт проведенной накануне "репетиции".

Как показал анализ "уроков 119-го", готовность к действиям и самоотверженность людей были на высоте, но техника борьбы с пожарами изрядно устарела - пожарная машина 16 - 22-летнего возраста вмещает 2 тонны воды, в то время как даже поливочная - 8. Не на пользу пошло и прошедшее недавно в городе 19-процентное сокращение штата пожарной службы - на вызовы выезжают порой всего по два человека в машине. При том, что за первую неделю июля по городу было 43 вызова службы "01", из них 27 - в жилой сектор. "Мы в любом случае должны выезжать, даже если ребенок звонит", - объяснил Ю. П. Смирнов. Впрочем, основная часть ложных вызовов сейчас - не из-за баловства, а из-за ложного срабатывания противопожарной сигнализации. Свои неудобства создает отсутствие единой диспетчерской службы: пожарных частей в городе три - на Большой волге, в институтской части и в левобережье. Но средств на создание такой службы (а она, по словам В. А. Чарыкова, могла бы объединить прием всех экстренных вызовов, не только пожарных) в городском бюджете сегодня нет.

Прогноз на июль в противопожарном смысле - неутешительный: жара и сушь сохранятся. Организовано патрулирование представителей милиции и пожарной службы в городской черте и в прилегающих к городу лесопарковых массивах. Сюда запрещен въезд машин, разведение костров. Но, конечно, "закрыть на замок" окрестные угодья никакими мерами не удастся, и потому основная надежда - на общую культуру и сознательность горожан. Сейчас, как никогда, маленькая небрежность может обернуться настоящей катастрофой, поэтому каждый должен контролировать себя в обращении с пожароопасными предметами (а в создавшихся условиях к таковым относится даже сигаретный окурок), в своем поведении на природе. Как лаконично сформулировал Ю. П. Смирнов: "сейчас упустим - потом не потушим".