Большой физический интернационал

Сотрудничество с Европейской организацией ядерных исследований – шанс для нашей страны сделать качественный скачок в развитие науки и технологий.

Большой адронный коллайдер (LHC), который сейчас сооружается в Женеве Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН), - это крупнейший в мире научный проект на рубеже двух тысячелетий, направленный на изучение основных структурных элементов материи и сил, которые ими управляют. С этой целью и создается самый мощный в мире ускоритель со встречными пучками (коллайдер) протонов, ускоряемых до энергии 7 тера электрон-вольт (1012 ТэВ), и четыре крупномасштабных детектора частиц: ATLAS, CMS, ALICE и LHCb. Строительство планируется завершить в 2005 году.

Исследование вещества при таких высоких энергиях позволит ответить на вопрос о связи ядерной энергии и радиоактивности со структурой элементарных частиц. Открытие структуры элементарных частиц по своему значению сравнимо с открытием атома и атомного ядра. Нельзя даже предсказать все последствия изучения этого уровня строения материи. Однако ясно, что такое познание может определить следующий качественный скачок в развитии научного мировоззрения, техники и технологий.

В сооружении коллайдера и детекторов LHC в ЦЕРН принимают участие свыше 400 физических институтов и промышленность всех развитых в научно-техническом отношении стран. Общая стоимость проекта составит около 3 млрд. долларов США. Страны Европы – члены ЦЕРН – вносят в ЦЕРН финансовый вклад, пропорциональный национальному валовому продукту страны. Однако признано, что осуществление этого проекта было бы невозможным без участия стран других регионов мира: США, Японии, России и др. Например, вклад США, не являющихся членом ЦЕРН, в проект LHC составит 600 млн. долларов.

Широкомасштабная научная программа сотрудничества между ЦЕРН и Россией оказывает стимулирующее влияние на российскую промышленность, на разработку высоких технологий и подъем культуры производства. В качестве примера можно привести разработанный и изготовленный в России уникальный криостат как основной компонент одного из церновских детекторов. Под патронажем Объединенного института ядерных исследований (Дубна) эта установка была изготовлена на крупнейшем аэрокосмическом предприятии России – НПО им. Хруничева. Другой пример – разработка технологии и серийное производство радиационностойких кристаллов вольфрама свинца для электромагнитных калориметров детекторов LHC (CMS и ALICE). Этот заказ выполнялся на заводе технохимических изделий в г. Богородицке Тульской области. Полная стоимость поставленных заводом для LHC кристаллов составила около 20 млн. швейцарских франков.

Осуществление глобальных дорогостоящих проектов по изучению фундаментальных свойств материи невозможно без объединения усилий, научного и материального потенциала всех стран-участниц. Не случайно в течение более 30 лет существует и интенсивно развивается сотрудничество ряда ведущих российских центров с Европейской организацией ядерных исследований. Координирует эту работу Комитет Россия – ЦЕРН, очередное, 11-е заседание которого состоялось в Москве. Сопредседатели комитета – министр науки и технологий РФ академик Михаил Кирпичников и генеральный директор ЦЕРН профессор Л. Майани. В работе Комитета от российской стороны участвуют известные ученые, академики Анатолий Логунов и Александр Скринский, первый заместитель министра атомной энергии РФ Лев Рябев. Представители ОИЯИ как международной межправительственной организации имеют в Комитете статус наблюдателей.

Ключевым пунктом повестки дня заседания Комитета стало обсуждение вопросов, связанных с участием российских институтов и ОИЯИ в проекте “Большой адронный коллайдер”. Миннауки России рассматривает это участие как одно из приоритетных направлений в области исследования фундаментальных свойств материи. Порядок и объем этого участия был зафиксирован в Протоколе, подписанном Миннауки России и ЦЕРН еще 14 июня 1996 г.

Полная стоимость оборудования, изготовляемого для ЦЕРН в России за все время реализации проекта LHC, определена в 200 млн. швейцарских франков: 100 млн. – для ускорителя и 100 млн. – для детекторов. Для финансового обеспечения участия российских научных центров в сооружении ускорителя и детекторов LHC распоряжением правительства Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 818-р предусматривалось ежегодное выделение из бюджета Миннауки России рублевого эквивалента 6 млн. долларов США в течение 10 лет.

Однако к середине 1998 г. финансирование российского вклада по программе LHC опустилось до 7 процентов от месячного объема, предусмотренного распоряжением правительства. Такое положение поставило под угрозу выполнение международных обязательств российской стороны. Руководство ЦЕРН, понимая, что выход России из проекта резко отрицательно скажется на его дальнейшей реализации в целом, взяло на себя часть не терпящих отлагательства платежей по обязательствам России. Непременным условием оказания помощи было восстановление финансирования проекта со стороны России на предусмотренном постановлением правительства уровне не позднее апреля 1999 года и последующая компенсация авансированных средств до 2006 года. Благодаря предпринятым усилиям Миннауки России, в конце 1998 года удалось выплатить полностью запланированный после “секвестра” объем средств. Но это составило лишь треть необходимого финансирования.

Существуют и другие источники финансирования фундаментальной науки, которые подробно обсуждались на заседании Комитета Россия – ЦЕРН. Так, Международный научно-технический центр (МНТЦ), используя инвестиции стран Запада, выступает в качестве гаранта мирного использования потенциала военно-промышленного комплекса России при реализации научных проектов LHC. Кроме того, вводится в действие новая программа ЦЕРН – ИНТАС по конкурсному финансированию отдельных партнерских проектов, связанных с участием России в международном проекте LHC.

Все это позволило выполнить наиболее критические обязательства российской стороны в соответствии с графиком сооружения детекторов. Однако при этом образовались долги, связанные с авансированием части работ со стороны коллабораций, отсрочкой платежей в общие фонды коллабораций. Например, долг России по оплате контракта с предприятием “Ижорские заводы” на изготовление магнита для CMS составляет уже 1400 тыс. швейцарских франков. Проблема возврата этих долгов в предстоящие годы вызывает наибольшее беспокойство.

Еще один вопрос, который обсуждался на заседании Комитета Россия – ЦЕРН, связан с началом работ по организации региональных компьютерных центров для обработки и анализа экспериментальных данных с детекторов LHC. В конечном счете основная цель нашего участия в проекте LHC – получение свободного доступа к экспериментальным данным, их анализу. Поэтому крайне необходимо в самое ближайшее время изыскать средства для организации мощных каналов компьютерной связи и разработки прототипов регионального компьютерного центра в России. Руководство ЦЕРН и коллабораций поддерживает идею создания мощных каналов связи с Россией и готово оказать определенную финансовую поддержку.

В. КАДЫШЕВСКИЙ, директор ОИЯИ
В. САВРИН, заместитель директора НИИ ядерной физики МГУ,
А. СИСАКЯН, вице-директор ОИЯИ
“НГ-НАУКА”, N 6, июнь 1999 г.