Несколько рецептов от Б. Немцова и И. Хакамады
В прошлую пятницу в Дубне побывали Борис Немцов и Ирина Хакамада. Состоявшийся в ДМС круглый стол "Государство и мы - взгляд в XXI век", объединивший представителей ОИЯИ, городской администрации, университета, дубненских предпринимателей, больше был похож на обычную демонстрацию достижений Дубны перед высокими гостями.
Коротко с историей и последними результатами, полученными в ОИЯИ, гостей познакомил вице-директор А. Н. Сисакян, о деятельности ОМУС ОИЯИ, с которым Борис Немцов был знаком по "электронной переписке", рассказал его председатель М. А. Назаренко, предварительную, перед запланированной поездкой гостей в Университет, информацию о нем дала проректор Е. Н. Черемисина.
Бориса Ефимовича заинтересовал бюджет ОИЯИ и доля России в нем, средний возраст и количество ежегодно безвозвратно уезжающих за рубеж сотрудников. По оценке А. Н. Сисакяна, за последнее время 15 сотрудников Института из числа ведущих ученых уехали безвозвратно, а около 30 молодых сотрудников ежегодно уезжают за границу для учебы в аспирантуре или работы по контракту. Но это не означает, что все они потеряны для ОИЯИ навсегда. Средний возраст сотрудников ОИЯИ сегодня 49 лет, и если бы руководство не занималось решением проблемы старения, он увеличивался бы ежегодно. Вызвал общий интерес рассказ директора дубненского предприятия "Аutoliv" А. В. Корнейчука о том, как нелегко быть в России предпринимателем-производственником.
В своем выступлении Борис Немцов выразил благодарность за приглашение посетить наш город В. Э. Проху, и комплимент - уютной Дубне и ее жителям-патриотам своего города. "Мы с Ирой по наивности думали, что будет действительно конференция, и готовились к ней, а к нам относятся как к действующим начальникам. Я был губернатором и вице-премьером, но сейчас мы - свободные люди. Как физику мне было интересно услышать об исследованиях, проводимых в ОИЯИ. Зная проблемы фундаментальной науки в России и положение в других научных центрах, могу сказать, что ситуация в Дубне не блестящая, но не плохая. В этом заслуга руководства Института, принятая им стратегия развития, да и международное сотрудничество - палочка-выручалочка. Ситуация очевидная: в бедной стране не может быть науки, а особенно - фундаментальной. Если мы хотим науку сохранить, то должны сделать богатой страну, пока этого нет, предвыборные заклинания типа "Я помогу фундаментальной науке" - ложь!
У нас есть, хоть и небольшой, шанс навести порядок в стране. Сложившийся сейчас в России рынок не европейский, а азиатский, олигархический, когда страдает большинство населения, а живет - кучка олигархов. Мы с Ирой пытались изменить сложившуюся олигархическую практику, поэтому мы в отставке. Пытаться эволюционным путем изменить ситуацию и строить социально-рыночную экономику - концепция нашей коалиции "Правое дело". Предстоящие парламентские и президентские выборы - будут выбором между двумя типами рынка, и если граждане проголосуют за европейский тип, это окажется благом для страны. Мы не стремимся к власти (я прошел все, не занимал только двух постов - президента и премьер-министра), мы знаем, что надо делать, чтобы не позволить развиваться криминальному рынку, для этого в парламенте должны быть разумные и грамотные люди."
Отвечая на вопросы, Б. Немцов перечислил условия, необходимые для выхода из олигархического рынка: никому никаких льгот и привилегий; никаких исключений из правил; никаких закрытых распределений собственности; никаких закрытых выдач ссуд из бюджета; распределение бюджета проводится открыто и гласно; основы экономики - частный сектор и конкуренция; государство должно обеспечить выполнение этих правил. Начинать нужно с реформы власти - должен быть компактный и эффективно работающий госаппарат. Это очевидно, но очень трудно сделать.
Поделился Борис Ефимович и своим рецептом борьбы с мздоимством: выборы - в ходе избирательной кампании тайное становится явным; свободная пресса - ее чиновник должен бояться; чиновник должен прилично зарабатывать и дорожить своим местом; не должно быть никаких привилегий ни для кого - как только появляются, с ними появляется и чиновник, их выдающий; некоррумпированная судебная и правоохранительная системы. А сегодня, по мнению Немцова, нет программы борьбы с коррупцией, а лишь весенне-осенние приступы борьбы с ней.
Вопрос: Что надо сделать для того, чтобы исполнялись уже имеющиеся хорошие законы?
Б. Немцов: Не должно быть неприкосновенных. Когда мы будем избраны в Думу, то первым предложим закон об отмене иммунитета - депутатского, губернаторского и других. Необходимо укрепить правоохранительную и судебную системы. Сегодня у нас приватизировано государство, его необходимо национализировать. Везде, начиная с ФСБ и МВД и кончая ГАИ и СЭС, защищаются интересы группировок, а не государства. Поэтому национализация власти в стране - наша важнейшая задача. А начать можно с самого простого, с ГАИ.
Вопрос: Для реализации вашей программы нужно заменить одних людей на других, они есть?
Б. Немцов: Есть. Знаете, с чего началось японское экономическое чудо? До второй мировой войны Япония была бедной и феодальной страной. После американской оккупации и бомбардировок - разрушенной и униженной. Американцы, из чувства вины или еще по каким-то соображениям, оказали помощь - подготовили несколько тысяч молодых японских управленцев. И разом, за одни сутки, поменяли руководство на всех предприятиях Японии. России нужны новые двадцатипятитысячники, ведущие к рынку. Я готовил программу по обучению молодых управленческих кадров за рубежом, когда был в правительстве.
Вопрос: Сколько должен получать чиновник, чтобы не брать взяток?
Б. Немцов: Пропорционально масштабу соблазна. Например, когда я был губернатором Нижнего Новгорода, чиновник, занимающийся приватизацией - наиболее криминальное место - получал около тысячи долларов.
Совсем немного времени осталось для выступления у Ирины Хакамады, но она успела очень энергично и популярно изложить свои взгляды на экономическую ситуацию и необходимые реформы. Как рассчитала Ирина, чтобы государство на самом деле поддерживало науку, военных, медицину, образование, культуру, то есть обеспечивало бюджетными средствами, необходимо 2300 долларов в год на каждого жителя страны от младенцев до стариков. Получить такие суммы из подоходного налога вряд ли получится. Но существуют "Газпром", "Лукойл", "Норильский никель", черная металлургия, ведущие далеко не безбедное существование. Решение по Хакамаде: договориться со 120 крупными предприятиями страны, чтобы они, выплачивая определенную сумму, обеспечили тем самым стабильность государства, гарантировали отсутствие забастовок, доверие к России в мире. А подоходный налог тогда можно вообще отменить.
Поддерживая и войдя со своей организацией "Общее дело" в "Правое дело" Немцова, Хакамада тем не менее считает, что сегодня у нас построить европейскую экономику нельзя, должен быть пройден промежуточный этап квазифеодолизма.
В выступлениях Бориса Немцова и Ирины Хакамады явно слышались оптимизм и надежда на победу и "Правого дела" и здравого смысла в России.
Ольга Тарантина