Интервью в номер


На днях в журнал “Phis Rev Letters” направлена публикация работы на тему “Поиск нейтральных токов с изменением аромата в распадах Б-плюс и Б-ноль мезонов на два мюона и каон”. Эта работа – результат деятельности коллаборации ученых из ОИЯИ и Лаборатории имени Ферми (США). О некоторых аспектах этого сотрудничества рассказывает руководитель проекта профессор Ю. А. БУДАГОВ.

В 1993 году из-за финансовых трудностей был закрыт гигантский суперколлайдер в Далласе.

В 1995 году В. Г. Кадышевский и А. Н. Сисакян посетили ФНАЛ и там, в мае, был подписан меморандум о сотрудничестве ОИЯИ – ФНАЛ в предстоящих экспериментах нового поколения в пучках частиц ТэВ-диапазона. Научными руководителями этой программы стали А. Н. Сисакян и Н. А. Русакович. Так мы обрели “потерянный” в Далласе ТэВ-диапазон, где ожидаются новые явления в процессах с тяжелыми кварками и где есть надежда открыть столь ожидаемые теорией частицы Хиггса. Майский (1995 года) меморандум не только вернул нам ТэВ-диапазон, но и дал возможность накопить бесценный опыт для работы большом адронном коллайдере, сооружаемом в ЦЕРН. Как известно, эксперименты на этом коллайдере (АТЛАС, CMS) составляют долгосрочную программу ОИЯИ по физике высоких энергий.

Накопленный нами опыт работ по программе “убитого” суперколлайдера не был отброшен, и в 1992 – 1997 гг. вместе с учеными из Пизы, Харькова, Братиславы мы активно создавали новую аппаратуру для установки CDF.

Поэтому в 1998 году В. Г. Кадышевский и Дж. Пиплз подписали новый меморандум, определивший место ОИЯИ в высокопрестижной программе CDF. Наши обязательства выполняются безукоризненно, как в создании крупных сцинтилляционных счетчиков и нового силиконового стрипового детектора, а также в обработке и моделировании научных данных изучаемых процессов.

И, наконец, совсем недавно, в мае, были опубликованы в ФНАЛ и направлены в “Phis. Rev. Letter (Письма в журнале “Физическое обозрение”) две работы с новыми физическими результатами. В одной работе получена новая оценка вероятности распада заряженных и нейтральных гармованных B-мезонов на пару мюонов и каон (эти процессы идут с изменением так называемого “аромата” и сильно подавлены в современной теории). Во второй работе найден верхний предел вероятности рождения частиц под названием “техниро” и ограничения на их массы.

Таким образом, впервые группа ученых из нашего Института стала участником научной публикации по данным, полученным из тэватрона ФНАЛ. Надеюсь, что это только первые шаги в новой области физики. Надеюсь также, что удача улыбнется настойчивым, и мы, настойчивые, весомо прибавим к научному престижу ОИЯИ в поисках новых частиц и новых явлений.