С сессии ПКК по физике частиц

На завершившемся недавно в Дубне заседании ПКК по физике частиц было рассмотрено большое количество докладов, по которым можно проследить практически все главные географические точки, где сконцентрированы исследования в этой области. Редакция обратилась к вице-директору ОИЯИ профессору А. Н. Сисакяну с просьбой прокомментировать итоги заседания.

Во-первых, я хотел бы отметить, что очень представительным был состав самого комитета. Кроме членов ПКК еще были приглашены гости. Одним из гостей был профессор Дитер Триннес - директор по ускорителям ДЭЗИ. Еще один гость - споксмен коллаборации МИНОС профессор Стен Войчитски. Эта коллаборация готовит эксперимент по исследованию осцилляций нейтрино в Фермилабе, США. И третий гость - профессор Юрген Шукрафт, руководитель эксперимента ALICE в ЦЕРН. Есть такая тяжелоионная коллаборация на LHC, в которой мы участвуем.

Участники заседания были весьма удовлетворены а, может быть, и удивлены тем моментом, что, несмотря на такое непростое финансовое положение, в научной жизни Института и в прошлом году, и в первые месяцы этого года произошли значительные события, получены важные результаты. Это, в частности, следовало из моего доклада, докладов А. И. Малахова, И. Н. Мешкова и других сообщений. Конечно, было рассказано об открытии и уже изучении острова стабильности, и хотя это относится к другой области энергии, но все равно, наука едина. Как раз в этот день вышел препринт, в котором описывалось уже не одно, а, практически, пять событий. Гости побывали в ЛВЭ, где увидели своими глазами, что заканчиваются работы по медленному выводу пучка из нуклотрона. Надеюсь, что члены июньской сессии Ученого совета увидят уже всю систему в собранном виде и в действии, а на осенней сессии ПКК можно будет говорить о результатах первых экспериментов на выведенном пучке.

Что касается итогов прошлого года - с удовлетворением было отмечено участие сотрудников Института в эксперименте ДИРАК в ЦЕРН и то, что руководителем этого эксперимента стал его инициатор Л. Л. Неменов. Это бывает довольно редко, чтобы наши физики руководили церновскими экспериментами, но это по заслугам. Много уже говорилось и об изучении А. А. Тяпкиным и его коллегами черенковского излучения в церновских экспериментах. Большой интерес вызвало сообщение о том, что наши теоретики во главе с Д. Ю. Бардиным разработали программу непрямого обнаружения Хиггсовских частиц на основе обработки большого количества экспериментальных данных... Все интересные результаты, к счастью, трудно перечесть.

Во время заседания состоялась экскурсия в Лабораторию сверхвысоких энергий, недавно переименованную в Лабораторию физики частиц, ее участники познакомились с компьютерным центром, созданным для обработки экспериментальных данных, полученных на крупнейших ускорителях мира. Туда данные будут поступать из Брукхейвена, из ЦЕРН, по ряду экспериментов. Это позволяет, я бы сказал, на новом уровне делать то, что мы называем физикой на расстоянии. То есть для того, чтобы участвовать в обработке физических результатов, необязательно сидеть на ускорителе в Батавии, Брукхейвене, ЦЕРН или еще где-то. Такая аппаратура позволяет, если есть еще хорошие линии связи, участвовать в экспериментах в режиме реального времени. Это важно с точки зрения профессионального роста молодых специалистов, да и вообще, открываются широкие возможности, чтобы здесь в Дубне сделать, как мы говорим, "кластерные" физические центры. Они, кстати, недоступны для небольших институтов, потому что это оборудование довольно изысканное и требует большого опыта и объединения усилий. Но, вообще говоря, Дубна - подходящее место для того, чтобы такую новую физическую культуру освоить. И мне кажется это очень важным стратегическим направлением, потому что оно позволяет делать физику "дома".

А вообще надо сказать, что ПКК вошел в нормальную рабочую колею. Почему я говорю - вошел, потому что прошлое заседание было посвящено пересмотру всех проектов, мы новых проектов не смотрели, а наводили порядок в старых. Нам удалось добиться некоторого сокращения, и это хорошо, потому что есть проекты, которые тянутся буквально десятилетиями, нужно, чтобы они уступали место другим, более прогрессивным, новым. Излишнее количество проектов, кроме того, сильно отягощает экономику, и поэтому во всех центрах даже в хорошие времена такая работа проводится, она необходима. Этот ПКК был более рабочим, потому что и новые проекты рассматривались. В частности, из самых крупных - наше участие в проекте ALICE в ЦЕРН оно было одобрено, кроме этого рассматривались и определенные планы, связанные с развитием ускорительного комплекса в ЛВЭ. Этот ПКК прошел очень по-деловому.

Рассматривался также проект переноса Амстердамского ускорительного комплекса в Дубну и преобразования его в источник синхротронного излучения, доклад сделал И. Н. Мешков. Это, с одной стороны, очень привлекательный проект, поскольку мы видим здесь возможность для привлечения внебюджетных средств для реализации крупного научного проекта. Да и машина сама подарена NIKHEF, Институтом физики высоких энергий и физики ядра Голландии. С другой стороны, конечно, эксперты ПКК хотят изучить возможности проведения экспериментальных программ. Для Дубны синхротронный свет - это некая новая страница, и нужна тщательная проработка и подготовка к тому, чтобы с открытыми глазами заниматься воплощением этого проекта. Приблизительно под таким углом зрения ПКК и рассмотрел этот вопрос. Все с большим интересом к этому отнеслись, но есть и много вопросов, связанных, во-первых, с тем, какими же параметрами машина будет обладать, какой ценой этих параметров можно будет достичь - под ценой имеются в виду внебюджетные средства, и какая может быть сделана физика на этой машине. Эти вопросы абсолютно нормальные, очевидные, но для того, чтобы на них ответить в полной мере, требуются определенное время и большая работа. Надо сказать, команда сейчас подбирается, люди работают, Игорь Николаевич Мешков эту работу возглавляет, думаю, на следующих заседаниях ПКК вопрос будет рассмотрен более детально, осенью мы планируем большое рабочее совещание с участием внешних экспертов, и сможем сделать для себя необходимые выводы

Профессор С. Войчитски (США):

Я впервые участвовал в таком заседании и могу сказать, что оно произвело на меня сильное впечатление как количеством представленных в научных докладах проектов, так и и их качеством, тем, что они отвечают самым высоким требованиям современной физики частиц.

- Основным предметом дискуссий на заседании был вопрос о перебазировании в Дубну голландского ускорительного комплекса и планируемой на его базе научной программе. Каково ваше мнение?

- Я не эксперт в области физики, но был в комитете NIKHEF, когда принимался этот ускоритель. Я считаю, что это прекрасная машина, но конечно, нужно проверить, насколько она хороша сегодня и насколько интересно это для физиков Дубны. Очень печально будет, если машину смонтируют в Дубне, но не будет людей, которые хотят на ней работать. И нужно понимать, что работа на ней требует дополнительных затрат. Потянет ли Институт такие затраты? Меня очень волнует, как бы не повторилась ситуация с Протвино - есть машина, хороший ускоритель, но работает очень редко.

- Сегодня в вашем очень интересном и темпераментном докладе прозвучали приятные для нас оценки возможностей Дубны в создании самых современных детекторов для исследований по физике частиц, в частности, физики нейтрино. Вместе с тем вы знаете, какое трудное время переживает Россия. Вы верите в то, что Дубна по-прежнему сможет участвовать в таких экспериментах?

- Действительно, коллаборация с Дубной существует давно, и ваши специалисты уже внесли значительный вклад в наши совместные проекты. Но мы смотрим вперед и видим перспективы сотрудничества в нескольких областях. Прежде всего, Дубна могла бы внести вклад в производство детекторов. У вас эта работа прекрасно поставлена. И второе, мы надеемся на участие Дубны в анализе данных эксперимента в полном масштабе. Мы сегодня посетили лабораторию физики частиц и видели там РС-ферму. Это шаг в будущее. Действительно, имеющихся сегодня компьютерных возможностей уже достаточно для того, чтобы участвовать в анализе данных.

Профессор Ю. Шукрафт (ЦЕРН):

- Во-первых, я впервые присутствую на заседании ПКК в Дубне, обо многих проектах услышал впервые, но они, тем не менее, вызывают большой интерес.

- А какие проекты вызывают наибольший интерес?

- Конечно, мой собственный проект ALICE. Кроме того, я знаком и с такими проектами, как ATLAS и CMS, которые выполняются в ЦЕРН и находятся на очень высоком уровне. С точки зрения значения этой физики также проект DELPHI тоже находится на очень высоком уровне.

- Как давно вы знаете о Дубне?

- Когда я занимался ядерной физикой в Дармштадте, впервые услышал о Дубне и познакомился с некоторыми работами ОИЯИ.

- Что показалось вам наиболее интересным на этом заседании?

- Наблюдение распада сверхтяжелого элемента с Z = 114. Тем более что когда-то работал в этой области в ГСИ. В то время были только теоретические идеи о существовании острова стабильности. Физики только обсуждали подходы к этой области. И полученные в Дубне результаты производят огромное впечатление. Я хочу пожелать всем физикам Дубны новых успехов.

Евгений МОЛЧАНОВ.