В поисках золотой середины

Когда собираются представители высшей школы и школьные учителя, чаще всего обсуждается проблема преодоления разрыва в образовании. После доклада на проходившей недавно Соросовской учительской конференции декана Высшего колледжа-факультета наук о материалах (ВКНМ) МГУ, академика РАН Ю. Д. Третьякова спонтанно, помимо программы возник небольшой "круглый стол". В нем принимали участие Ю. Д. Третьяков, директор филиала НИИЯФ МГУ Т. В. Тетерева и преподаватель физики А. А. Леонович. Тема разговора была нетрадиционной - всегда ли правомерно разделение подготовки специалистов на физиков, химиков и математиков? Когда лучше начать объединение - еще в средней ступени школы или уже в вузе?

Ну, а если по порядку, то в начале прозвучал доклад Ю. Д. Третьякова, в котором были изложены принципы построения колледжа и методы обучения в нем. Отличие в методе - равенство основных естественнонаучных дисциплин - физики, химии и математики. Именно это оказалось созвучно А. А. Леоновичу, которого давно волнуют вопросы баланса между ранней специализацией и получением базового фундаментального образования, а также интеграцией и специализацией предметов в средней школе. Надо добавить, что А. А. Леонович, хорошо известный в городе преподаватель физики, также работает на подготовительных курсах МГУ в филиале НИИЯФ. Совсем недавно в серии "Я познаю мир (Детская популярная энциклопедия)" вышла его книга "Изобретения". Как и предыдущая, вышедшая несколько лет назад в этой же серии "Физика", новая книга мгновенно разошлась. Это и не удивительно: она и написана и проиллюстрирована так увлекательно, что хочется прочитать сразу всю залпом.

Ю. Д. Третьяков: Сегодня, когда схлынул поток жаждущих стать юристами, экономистами, менеджерами, в нашем колледже уже второй год увеличивается количество абитуриентов. Причем, подготовка их улучшается год от года. Интересно, что практически все - иногородние. Набрать 25 человек в год для нас не проблема. Проблема набрать таких абитуриентов, которые будут в состоянии учиться. Мы уже сделали три выпуска: набирали по 27-28 человек, а три выпуска составили лишь 14, 20 и 20 студентов ежегодно.

Как показывает практика, относительно легко отобрать ребят, сильных одновременно в физике и математике, много труднее - в физике и в химии. Они и дальше учатся по-разному: слабые только в химии легко в ней догоняют, а сильные только в химии - практически не наверстывают в остальных предметах. В колледже физика начинается только со второго курса, сначала - математика и экспериментальная химия, чтобы студенты научились работать руками. Так строить курс заставляет существующая разница между физфаком и химфаком - физики не очень-то хотят возиться с первокурсниками.

А. А. Леонович: Следуя давним традициям раздельного и углубленного изучения предметов, школа, в своей основе, при нынешней загруженности не готова соответствовать таким запросам. Проблема интеграции в школьном образовании давно поставлена и обсуждается. Были попытки ее реализовать, но при наличии целенаправленного социального заказа на конечный продукт - узких специалистов, не нашли широкой поддержки.

Ю. Т.: Даже существующая сегодня специализация лицеев естественнонаучного направления - или физико-математическая, или химико-биологическая. Только такое сочетание. В нашем же колледже неразрывны три компоненты - химия, физика, математика. Плюс, конечно, гуманитарные, обязательно два иностранных языка. Хотя может быть, надо меньше ребят учить языкам, чтобы меньше увлекались заграницей? Но иначе нельзя, любой человек сможет стать настоящим исследователем, если пройдет хорошую школу, в том числе и за рубежом. Я против того, чтобы уезжали и не возвращались. В свое время, еще молодым сотрудником, я имел возможность (у МГУ были прямые договоры с крупными зарубежными университетами) побывать в США, ФРГ, Австралии. И уже тогда поражался: в любом университете мира непременно имеется набор наук о жизни, о земле, о материалах. В России такого подхода нет даже сейчас. Наш опыт - первый. Понятно, что на биофаке изучается физика, химия, математика, но - в том числе, а не наравне с биологическими дисциплинами. У нас же равноправный подход, мы создали в университете структуру, равноудаленную от физфака, химфака, мехмата. На самом деле, после нашего колледжа человек поступает в аспирантуру и занимается какой-то физической темой или работой по механике. Но видит ее иначе, решает более квалифицированно, чем аспирант любого другого факультета.

А. Л.: Как вы относитесь к идее перевести все дисциплины естественнонаучного цикла в средней школе в общий, интегрированный курс естествознания?

Ю. Т.: В виде моделей такой подход пытались реализовать, а в глобальном масштабе в нашей стране он невозможен. По крайней мере, сейчас против будут 99,99 процента преподавателей-предметников. За границей это делается гораздо проще. Мне в ответ, конечно, возразят - американская школа слабее нашей. Наша не дает общего видения, но закладывает основные знания и навыки, учит мыслить.

Т. В. Тетерева: О том, что развитие науки и будущие открытия будут происходить на стыке разных наук, - говорят все, а значит, нужна подготовка соответствующих специалистов. Такую задачу решает колледж. Это не конвейер, это штучный продукт. Ведь для подготовки высококвалифицированных специалистов широкого профиля нужны соответствующие преподавательские кадры и материальная база. К интеграции дисциплин в школе тоже нельзя подходить путем очередного повального реформирования сверху. Это опять может привести к профанации хорошей идеи, что, к сожалению, можно наблюдать на примере массового переименования школ в лицеи и гимназии без наличия соответствующей материальной базы и кадров. В школе тоже нужно искать пути "штучного производства".

А. Л.: Может быть, и не мучить школу реформами, а выходить на параллельные формы, дополнительное образование, готовящее детей к определенной цели?..

Ю. Т.: Если вернуться к истории и вспомнить первый лицей в России, то в нем готовили не только гуманитариев, но и преподавали лучшие профессора физики и математики.

А. Л.: Природа едина, это мы ее разделяем и изучаем по частям.

Ю. Т.: В основе этого лежит философская проблема. Существуют два подхода - аддитивный и ассоциативный. При аддитивном сложную проблему решают, разбив на части, которые на самом деле неразрывно связаны. Любой неравновесный процесс представляют как совокупность квазиравновесных, нелинейный - как линейный. Это соответствует какой-то рутине мышления большинства людей. Гении в состоянии увидеть явление целиком, схватить весь образ. Может быть, это, в какой-то мере, более свойственно творческим личностям или гуманитариям. Как воспитать специалистов, которые будут решать проблемы механики, постоянно держа в голове химические, физические аспекты этих проблем?

А. Л.: Вы разговариваете со студентами на эти темы? А позволяете себе на лекциях читать стихи, как это было у нас на конференции?

Ю. Т.: Конечно, разговариваю, но немного в другой форме. А стихи... К лекциям, при том, что читаю их уже много лет, я обязательно готовлюсь. Но в процессе чтения возникает что-то помимо меня, и уже не знаешь, что произнесешь в следующий момент, как ответишь на реакцию аудитории. Иногда и стихами. Но я хотел бы вернуться к теме.

Мы хотим ввести материаловедческую специализацию в вузах. Технологических институтов, занимающихся, в том числе, материаловедением, тьма, но в классических университетах его нет. Мы долго обсуждали эту проблему с Кинелевым, пытаемся продолжить и с новым министром высшего образования. Он, например, предлагает нам написать учебник по химии для школы по образцу последнего выпущенного в Англии. В нем пытаются обучать естествознанию не с азов, а отталкиваясь от повседневных, окружающих любого человека проблем. Чистим зубы - всесторонне обсуждается, что такое зубная паста, произошло загрязнение окружающей среды - рассматриваются последствия экологической катастрофы. Весь курс построен на задачах, а фундаментальные знания наслаиваются вокруг них. Это очень привлекательно для ребят, но не дает фундаментальной подготовки. И мне кажется, не оправдаются надежды на то, что за детским интересом последует углубленное изучение предмета. Для этого ребят надо еще и приучить работать систематически. Где же найти эту золотую середину между интересом и преодолением? Ту самую тропинку, по которой стоит идти?

А. Л.: Простите, если можно, личный вопрос. Как у вас начался интерес к химии?

Ю. Т.: Можно сказать, в семье, хотя родители не химики. Дед был когда-то коммерсантом, занимался продажей реактивов общего характера, бытовой химии, говоря современным языком. Я все детство помню эти баночки, скляночки...

А. Л.: Я спросил вот почему. Когда на подготовительные курсы приходят старшеклассники - это уже готовый продукт. Мне кажется важным начинать с 5-го до 8-го класса. Мы экспериментировали: вводили естественнонаучные дисциплины даже во 2-3-ем классах. Конечно, о конкретных результатах в этом возрасте говорить еще рано, но, по крайней мере, ребята уже могли в каких-то вопросах разбираться. Главное, не упустить возраст.

Ю. Т.: Несомненно. Ваша идея ввести в школе естествознание - хорошая, но где найдешь педагога, одинаково увлеченного физикой, химией, математикой? Идея работает только в ситуации - отобранные дети и отдельные, уникальные педагоги.

Т. Т.: Глубоко продуманный отбор приглашенных на конференцию учителей дает основание думать, что вы нашли один из вариантов подготовки будущих студентов колледжа уже в школе. Удивительна сама идея тесной связи с учителями. Обычно берут только выпускников, а вы не хотите потерять педагогов... Впечатляет и практическое осуществление этой идеи, а именно те партнерские отношения с учителями, которые вам удалось создать. Люди из высшей и средней школы делают общее дело и осознают необходимость друг в друге.

Ю. Т.: Трудно найти таких учителей, которые так готовят ребят...

P.S. С 15 по 17 апреля на базе филиала проходили олимпиады, заменившие сегодня пробные вступительные экзамены практически на все естественнонаучные факультеты МГУ. Впервые среди них был и ВКНМ.

Записала Ольга ТАРАНТИНА