Целеустремленность и настойчивость

На заседании специализированного совета ЛВЭ успешно прошла защита докторской диссертации Ногербека Нурмукановича Нургожина.

Сложная и разнообразная научная биография Нургожина началась в 1960 году, когда он закончил физфак Казахского государственного университета в Алма-Ате и поступил на работу на кафедру ядерной физики КазГУ. Два года спустя он поступил в аспирантуру к академику Ж. С. Такибаеву в Институт ядерной физики АН Казахской ССР. Занимался Нургожин многими актуальными тогда проблемами ядерной физики, в частности, несохранением четности во взаимодействиях космических лучей, ускорением сгустков горячей плазмы и методикой физического эксперимента. Ему было поручено вести работы по созданию детектирующей установки для анализа космических лучей. Бывало, вспоминает Нургожин, что утром дает мне поручение один академик, а после обеда – другой академик, причем совсем противоположное. Об этом “циркачестве” надо писать целые тома…

Так или иначе, под видом создания экспериментальной установки Нургожин попал в Дубну. И здесь тоже не было легко. Постоянное соперничество лидеров любого ранга мешало сконцентрироваться на одной проблеме. В конце концов Нургожин защитил именно в Дубне кандидатскую диссертацию. Не менее сложным оказался его путь к докторской. Казалось бы, вопреки всем превратностям судьбы, Нургожину все-таки удалось создать уникальный комплекс крупномасштабных трековых искровых и стримерных камер, расположенных на высокогорной космической станции и предназначенных для детектирования ультрарелятивистской компоненты космического излучения. Вместе с тем он активно участвовал в программе исследований различных аспектов ядерных реакций, которую реализовал коллектив сотрудников ЛВЭ с помощью спектрометров СКМ-200 и ГИБС, которые были созданы в Дубне с его активным участием. Все эти разработки и результаты легли в основу его диссертации.

Н. Н. Нургожина я знаю давно. Видел его камеры в тянь-шаньской высокогорной станции, воочию оценил, каково работать на высоте 3340 метров над уровнем моря, когда каждое энергичное движение головы сопровождается неким головокружением. А ведь туда еще надо добираться по непростой и небезопасной дороге…

За оппонирование диссертации Нургожина я взялся охотно, так как считал, что он вполне заслуживает этой ученой степени. Но все же с некотором опаской: а вдруг диссертация будет написана, скажу прямо, плоховато, и надо будет изворачиваться, то есть вместо строгого и взыскательного судьи играть роль адвоката. К моему приятному изумлению, ничего такого не произошло. Я так и написал в своем отзыве, что диссертация Нургожина содержит обширный и весьма разносторонний экспериментальный и научно-технический материал, который существенно обогащает наши знания в рассматриваемых областях. Текст диссертации читается легко.

Итак, важный этап кропотливой, трудоемкой и беспокойной творческой научной и технической работы позади. Трудолюбие, целеустремленность и выдержка восторжествовали. Поздравляя Нургожина с его убедительной победой, хотел бы поставить его человеческие качества в пример многим другим и, в особенности, молодым адептам научной работы.

Б. СЛОВИНСКИЙ