От пункта Б до пункта А: весенние каникулы - рабочая пора
В прошлую пятницу закончила свою работу учительская конференция "Современное естествознание и Московский университет". Неделю весенних школьных каникул в филиале НИИЯФ МГУ слушали лекции, участвовали в методических семинарах и круглых столах, делились опытом и просто общались в рамках программы и вне их Соросовские учителя разных лет школ и лицеев Москвы, Дубны, некоторых подмосковных наукоградов, Тулы, Рязани, Тихвина, Кирова. Но целью конференции было не только общение учителей средних школ, а обсуждение общих методических подходов специалистами средней и высшей школы. На самом деле, конференция была еще более узкой: в Дубне встретились учителя-новаторы, работающие на стыке школа-вуз, и представители образовательного учреждения нового типа - Высшего колледжа-факультета наук о материалах МГУ (ВКНМ).
Из пункта А вышел учитель...
На время конференции филиал НИИЯФ МГУ стал гостеприимным домом почти для 70 учителей. Конференция собрала не представителей двух команд "Школа" и "ВУЗ", а работающих, как альпинисты, в одной связке, педагогов, дающих знания молодому поколению. Поэтому, наверное, дружеская атмосфера взаимопонимания между единомышленниками и коллегами стала образовываться с самого начала работы конференции, с момента ее открытия...
Приветствовала собравшихся и рассказала о филиале его директор Т. В. Тетерева: В Дубне трудно разделить, где кончается ученый и начинается педагог, а особенно в нашем филиале. А с окончанием занятий у студентов учебная деятельность филиала не прекращается - здесь работают подготовительные курсы МГУ, который остается не всегда достижимой мечтой дубненских школьников. Но сегодня уже можно говорить о нашем удачном опыте - в течение пяти лет ежегодно в среднем15 дубненцев поступают на физфак МГУ...
Председатель оргкомитета конференции директор ВКНМ И. В. Архангельский: Хочу отдать должное вашему искусству воспитывать в достаточно сложных условиях (большинство здесь присутствующих - не москвичи) людей, имеющих тягу к знаниям. Весом вклад в проведение конференции сотрудников, профессоров ОИЯИ - своеобразного центра кристаллизации, вокруг которого выросла Дубна, на котором все держится...
Заместитель директора НИИЯФ МГУ В. В. Радченко: Дубна удивительный город, где тесно переплелись наука и образование, интересы МГУ и ОИЯИ. В последнее время мы хотели вдохнуть новую жизнь в наши отношения, зародить новые интеграционные процессы. НИИЯФ далек от школы, но нас не могут не волновать протекающие в ней процессы, а уровень студентов сильно изменился за последние годы. Учительское сообщество может всегда рассчитывать на моральную поддержку МГУ, который хочет оставаться государственным, а не городским университетом, как шутили в последние годы...
Выпускник физфака и филиала НИИЯФ МГУ, главный ученый секретарь ОИЯИ В. М. Жабицкий: Вы занимаетесь благородным делом, можно только приветствовать ваше стремление донести знания до ребят, помочь им войти в ряды профессионально подготовленных специалистов. Вы объединены деятельностью Сороса, а один из его флагов - открытое общество. Это близко по духу и нашему международному центру...
Сопредседатель оргкомитета конференции, профессор МГУ, директор ЛНФ В. Л. Аксенов: Надеемся, обо всем, что вы здесь увидите, расскажете своим ученикам. И мы будем рады, если они, в каком бы университете ни учась, возможно, окажутся в Дубне. Здесь могут закончить свое физическое образование, получив специализацию в различных областях естественных наук, студенты старших курсов любых университетов...
Почему эту встречу организовали именно сотрудники колледжа? Ведь это очень молодое образовательное учреждение - ему нет еще и десяти лет. Ежегодно набирают 25 человек. В течение пяти с половиной лет студенты колледжа изучают физику, химию, математику, два иностранных языка, компьютер. Но система обучения, в отличие от физических, химических, математических факультетов других вузов, иная. В колледже пытаются осуществить неразрывный естественнонаучный подход, давая при этом глубокие фундаментальные знания по каждой дисциплине. С первого курса большое значение имеет студенческая научная работа, с обязательным участием два раза в год в студенческих конференциях. В ВКНМ непривычная, рейтинговая система оценки знаний, проводимая трижды в семестр. Высокий рейтинг позволяет не сдавать экзамены в сессию. Но для этого студенты должны весь семестр напряженно работать. Нагрузку выдерживают не все, уходят на физфак и химфак МГУ, в МИФИ, МФТИ, где после колледжа учиться гораздо легче.
На конференцию были приглашены не случайные учителя, а те, с кем колледж уже имел контакт, но заочный - через их бывших выпускников, ставших студентами колледжа. Необходимость в личном общении возникла давно, а снижение интереса молодежи к естественным наукам только усилило ее. Рассказывает директор ВКНМ И. В. Архангельский: Школьники приходят к нам каждый год новые, они для нас терра инкогнита, учителя же остаются. Прямой путь привлечение не только абитуриентов, но и способных у нас учиться студентов - плотный контакт с учителями. Если их ориентировать на нас - получим неиссякаемый источник студентов. Оказалось, нужно было выехать в Дубну, чтобы завязать какие-то контакты с московскими школами: московских школьников очень мало среди наших абитуриентов, хотя мы и рассылаем по школам информацию о ВКНМ. Но формальный способ не очень действенен, а личный контакт сыграл свою роль, и отрадно, что представительницы ряда московских школ проявили к колледжу интерес. А если по большому счету, то люди здесь собрались действительно неординарные. Например, директор А. Е. Дашевская сумела недавно построить для своего лицея в Кирове новое здание - это просто уникальное по нынешним временам явление. Да и сам лицей - ведущий в городе и, по-моему, в области. Среди участников - учитель химии из Тихвина В. Я. Башмаков, который регулярно, из года в год направляет к нам сильных, блестяще подготовленных абитуриентов.
...ему навстречу, из пункта Б вышел профессор.
Участники конференции услышали обзорные лекции по актуальным проблемам естествознания, выступления профессоров колледжа, побывали в ОИЯИ, смогли приобрести методическую литературу. А может быть, полезнее всего было окончательно убедиться, что каждый их них не одинок, почувствовать поддержку коллег - из других школ, колледжа, НИИЯФ, ОИЯИ, еще раз убедиться в необходимости своего труда, не очень-то высоко ценимого государством.
Учитель биологии и экологии школы № 1137 Т. К. Мироненко и учитель биологии гимназии № 1506 (Москва) Е. В. Малькова: Лекции были интересными и, самое главное, при высоком профессиональном уровне лекторов очень доступными. С большой пользой прошла экскурсия в ОИЯИ. После всего здесь увиденного и услышанного за державу не так обидно. Особое впечатление - от того, что увидели своими собственными глазами, а не через газеты или телевидение узнали, какими удивительными вещами в тяжелых условиях занимаются люди. Надеемся, и свой потенциал повысили, и до учеников что-то донесем. Особенно приятно было услышать о широких биологических исследованиях в ОИЯИ. Мы пообщались с представителями колледжа, наверное, сумеем пригласить их читать лекции в наши специализированные классы. В нашей школе № 1137 интегрированный курс естествознания идет обязательным предметом с первого класса, а различные экологические курсы - вплоть до одиннадцатого. Одновременно читаются привычные предметы - химия, физика, биология, география. Дети проходят зимнюю и весеннюю практику в Лосиноостровском парке, пишут рефераты.
Учитель физики школы № 55 г. Рязани А. В. Фадеев и учитель химии химико-биологического лицея г. Кирова Т. Л. Резник: Впечатления от конференции самые прекрасные, она была хорошо организована и прошла на высоком научном, методическом и профессиональном уровне. В восторге от экскурсии - увидели, что есть еще светлые головы в России. Вся конференция дала нам определенный положительный импульс. Колледж - учебное заведение с очень высокими требованиями, но это правильно: нужна вершина, к которой необходимо стремиться. Причем, за деньги или по блату ее не покоришь. А подготовка дается прекрасная - химия, например, на базе физики и математики, плюс компьютеризация и языки, так что выходят специалисты широкого профиля. Нам было полезно обсудить вопросы вступительных экзаменов в колледж, проанализировать работы, получить рекомендации.
И. В. Архангельский: Если конференцию оценивать качественно, то определенная цель достигнута - взаимопонимание установлено. А чтобы понять, каков ее КПД, необходимо время. По крайней мере, на ближайшей олимпиаде, этих квазипредварительных экзаменах в апреле, если коллеги успеют за оставшееся время подготовить своих питомцев, - мы сможем увидеть, каков результат этой встречи. Конечно, не все удалось, участники высказали целый ряд предложений. Маловато мы привезли методической литературы, не очень дешевой, вобщем-то, для учителей из провинции. Зато родилось гениальное, я считаю, предложение - участникам привозить с собой дискетки и сбрасывать на них всю информацию, размножая ее уже у себя дома. Нам, можно сказать, повезло: финансирование конференции шло на остатки средств Соросовской программы 1998 года, если бы понадеялись на урезанные средства 99-го - неизвестно, чем бы все закончилось.
Все, с кем я разговаривала, выражали большую благодарность организаторам конференции и прежде всего Т. В. Тетеревой и сотрудникам филиала. И было даже как-то удивительно и непривычно ощущать тот эмоциональный подъем, радость и восторг, излучаемый буквально всеми учителями. А в последний день конференции дубненские участники узнали приятную новость - победителями конкурса грантов "Соросовский учитель - 99" стали учитель химии лицея №6 З.В. Исакова и учителя лицея "Дубна" Л. В. Перелыгина (биология) и Н. А. Полынцева (математика).
Ольга ТАРАНТИНА