Интервью в первый номер 1999 года


 Профессор Станислав Дубничка, Полномочный представитель правительства Словацкой Республики в ОИЯИ, принимал в прошлом году участие в сессии ПКК по физике частиц. Он дал короткое интервью еженедельнику "Дубна".

Будучи генеральным директором отдела в Госкомитете по стратегии развития науки и технологий в Словакии, я могу с гордостью сказать - нам удалось разработать документ, который касается основных проблем и перспектив развития науки и техники в нашей стране. Этот объемный материал был одобрен правительством Словакии 21 июля 1998 года. Правда, после этогоу нас пришло к власти новое правительство, но мне кажется, это настолько хороший, инвариантный материал, не зависящий от политической ситуации, что правительство примет этот документ, который уже был одобрен предыдущим правительством. Подтверждение тому - буквально на днях новый министр образования официально потребовал этот документ и теперь его внимательно читает.

Что касается отношения к Дубне и России вообще - существуют три программы. Первая - это развитие так называемого циклотронного центра в Словакии. Как раз недавно в Смоленице у нас была встреча по этому вопросу, и мы искали все возможные пересечения и общие точки решения существующих проблем, чтобы убедить правительство и как можно скорее получить одобрение всего этого проекта.

Второй проект - так называемый лазерный центр, который строится в Словакии с помощью России - в этом участвуют Московский университет и, если я не ошибаюсь, Новосибирск.

Третий проект - это центр прикладной математики для Средней Европы. Он был предложен во время визита Черномырдина в Словакию примерно полтора года назад, и потом по решению правительства я был уполномочен этим в Госкомитете заниматься. У нас материал был подготовлен, но не успели его одобрить в старом правительстве. Новый министр образования тоже интересуется этим, и посмотрим, какова будет его реакция. Это очень интересная идея, и разрабатывается она в сотрудничестве с "отличниками", я бы сказал, из Российской Федерации - это пять из двадцати экспертов очень высокой квалификации. Плюс еще с поляками, с австрийцами, с немцами были предварительные разговоры, и с венграми, с которыми, правда, сложные отношения. Это что касается планов. А если говорить об улучшении финансирования науки, мы ожидаем, что с ростом государственного бюджета повысятся и поступления в науку.

А проблема притока талантливой молодежи в науку у вас существует, или ее нет?

Существует, есть талантливые люди, которые интересуются наукой, но они ищут первый момент, как сбежать за границу. Я не могу назвать точное число, но знаю многих молодых людей, которые уезжали в США, провели там уже 8-10 лет и не собираются обратно.

Что вы можете сказать об отношении к Дубне в Словакии?

Проблем пока никаких нет, и как Полномочный представитель Словакии в ОИЯИ могу сказать, что у правительства меньше проблем с Дубной, чем у людей, ответственных за сотрудничество с ЦЕРН (вы знаете, что Словакия член ЦЕРН). И после обсуждения три года назад высшая контрольная комиссия поставила вопрос об одновременном участии в деятельности ОИЯИ и ЦЕРН. Но тогда мы так строго и четко защитились, что никаких вопросов до сих пор нет. В связи с тем, что проект создания в ОИЯИ циклотрона для Словакии одобрено правительством, это гарантия дальнейшего беспроблемного сотрудничества с Дубной на ближайшие пять-семь лет.

А что касается межуниверситетских контактов, которые были очень тесными в рамках единой Чехословакии. Продолжаются ли они, или сегодня вам ближе Вена?

Вы знаете, нам ближе сегодня Вена, поскольку это всего 60 километров от Братиславы. И начиная с 67-го года мы организуем серию "треугольных" семинаров, которые поочередно проводились в Братиславе, Вене и Будапеште. С тех пор они разрослись до больших размеров, но теперь проходят только в Вене. 27-28 ноября там собираются специалисты из всей Европы, из Японии, США приезжают участники, и это очень приятно.

С чешской стороной есть хорошие отношения, но они несколько "замерзли" после разделения. У нас там осталось много друзей. И какое-то время после разделения именно с чешской стороны, мне казалось, более настороженно относились к нам, чем мы к ним. Но теперь уже, слава богу, все наладилось, и теперь они имеют свои проблемы, мы свои, и видно, что без контактов дело пойдет гораздо труднее.