На заседании НТС ОИЯИ


Базовые установки и новый проект

На финише года, 23 декабря, научно-технический совет Института заслушал доклады и обсудил рекомендации по важнейшим составляющим деятельности ОИЯИ, то есть, по состоянию и перспективам развития основной базы для "домашних" экспериментов, которые, как неоднократно подчеркивалось высокими научными органами, представляют основную привлекательность научного центра. Центральная тема повестки НТС была сформулирована следующим образом: "Работа базовых установок ОИЯИ в 1998 году и состояние дел по их развитию. Информация о подготовке проекта дубненского электронного ускорительного комплекса (на базе AmPS), докладчики - В. Г. Кадышевский и И. Н. Мешков. НТС избрал на должность заместителя ОРРИ В. Е. Алейникова и поддержал предложение НТС ЛВЭ о выдвижении профессоров Ю. В. Заневского и А. А. Кузнецова на присвоение им почетного звания "Заслуженный деятель науки и техники РФ". Заслушав сообщение председателя совета объединения молодых ученых и специалистов М. А. Назаренко (публикуется в сегодняшнем номере), НТС поддержал инициативы и предложения ОМУС.

Из протокола рекомендаций НТС:

Централизованное выделение лимитов на энергоресурсы и планирование работы базовых установок позволило, несмотря на финансовые трудности, обеспечить их работу в 1998 году в объеме: нуклотрон - 558 часов, У-400/У-400М - 3914/1989, итого 5903 часов, ИБР-2 - 2168 часов и выполнить программу запланированных экспериментов на этих установках, а также на синхрофазотроне, фазотроне и ИБР-30.

Вместе с тем, из-за недостаточности и несвоевременности поступления бюджетных средств, несмотря на первый приоритет, было обеспечено крайне низкое финансирование эксплуатационных расходов по базовым установкам.

По тем же причинам средства как по бюджету, так и по грантам дирекции ОИЯИ для развития базовых установок в соответствии с утвержденными планами были выделены в минимальном объеме. В результате, в частности, возникла необходимость снижения мощности ИБР-2 и уменьшения числа циклов его работы, что позволит обеспечить продление ресурса реактора. Задержались работы по медленному выводу пучка из нуклотрона. Из-за малого финансирования сроки завершения проекта ИРЕН существенно сдвигаются. Все это наносит ущерб международному авторитету ОИЯИ.

Главный инженер ОИЯИ И. Н. Мешков назвал проблемы энергообеспечения "дамокловым мечом", нависшим над Институтом. Однако в конце года предварительно согласован взаимозачет, и долги 98-го будут тогда ликвидированы. И вот что существенно: в истекшем году сумма часов работы базовых установок превысила показатели 97-го года. А выведенные из бюджета Института синхрофазотрон, фазотрон и ИБР-30 отработали определенное время на эксперименты практически из внебюджетных средств. Обсуждение этой части доклада поставило больше вопросов, чем дало ответов. В частности, В. П. Джелепов поделился своей тревогой по поводу судьбы фазотрона, на что НТС отреагировал следующей рекомендацией: "Дирекции ОИЯИ обратиться к КПП с просьбой, начиная с 1999 года, финансировать эксплуатацию фазотрона в рамках бюджета ЛЯП". В числе других рекомендаций дирекции в протоколе значатся: "Продолжить в 1999 году практику централизованного планирования работы базовых установок ОИЯИ в объеме не меньшем, чем в 1998 году; установить и обеспечить необходимый уровень финансирования эксплуатации и развития для каждой базовой установки, поскольку отсутствие такого финансирования приведет к невозможности их работы в ближайшем будущем; дирекциям ОИЯИ и лабораторий осуществлять постоянный контроль за финансированием работы базовых установок, привлекая для этого при возможности внебюджетные средства; дирекции ЛЯР завершить подготовку проекта дальнейшего развития ускорительного комплекса ЛЯР с целью получения пучков радиоактивных ядер и представить его для рассмотрения в установленном в ОИЯИ порядке".

Из протокола рекомендаций НТС:

НТС принимает к сведению информацию об инициативе дирекции и ряда специалистов ОИЯИ по созданию в Институте совместно с Институтом физики ядра и физики высоких энергий (Амстердам, Голландия) электронного ускорительного комплекса в качестве источника синхротронного излучения (СИ) за счет внебюджетных средств. НТС рекомендует: инициаторам предложения определить место установки в структуре ОИЯИ и представить его на утверждение в установленном в ОИЯИ порядке; дирекции ОИЯИ определить место установки в структуре ОИЯИ и привлечь к подготовке проекта потенциальных пользователей СИ и страны-участницы ОИЯИ.

На страницах нашей газеты уже сообщалось о предложении, вынесенном на НТС, в частности, в N 48 в комментарии И. Н. Мешкова и отзывах членов ПКК по ядерной физике. Поэтому приведем здесь коротко основные тезисы докладчиков и некоторые из высказанных мнений.

В связи с переориентацией амстердамского института на исследования в Женеве там было принято решение о ликвидации линейного ускорителя электронов на энергию 1 ГэВ. Около 15 научных центров изъявили готовность приобрести некоторое оборудование, однако руководство института пошло навстречу предложению дирекции ОИЯИ полностью переместить этот комплекс в Дубну. Стоимость перевозки и монтажа в ОИЯИ всего комплекса оценивается ориентировочно в пять миллионов долларов. Где взять такие деньги, если приоритетная статья расходов ОИЯИ - на зарплату сотрудникам - в течение прошлого года обеспечивалась не полностью, а в этом году положение не обещает улучшиться? И тогда в дирекции ОИЯИ созрело решение привлечь внебюджетные средства, обратиться за помощью к В. С. Черномырдину. В результате часовой встречи с В. Г. Кадышевским и А. Н. Сисакяном бывший премьер России, хорошо знакомый с деятельностью ОИЯИ, весьма заинтересовался перспективами создания в Дубне нового ускорительного комплекса и пообещал привлечь для целевого использования в ОИЯИ необходимые средства (на снимке: В. С. Черномырдин внимательно знакомится с проектом). Таким образом, один из нестандартных путей решения финансовой проблемы найден, программа развития исследований на новом ускорительном комплексе с учетом замечаний членов ПКК доложена на НТС.

В широком диапазоне высказанных мнений: от восхищения азартом авторов проекта до цитирования русской половицы "бесплатный сыр бывает только в мышеловке", - преобладало все же позитивное начало, что и отразилось в принятом решении. Конечно же, высказывались члены НТС, в первую очередь необходимо учитывать мнение стран-участниц (что так или иначе отразится в процессе процедуры прохождения проекта через общепринятые инстанции), а при общем подсчете инвестиций на воссоздание и развитие комплекса принимать во внимание стоимость детекторов и затраты на новую инфраструктуру. Не обошлось и без "исторических параллелей" - воспоминаний об ускорительных проектах 70-80-х годов и недавнем "Сатурне", и без некоторых как бы "частных" интересов отдельных лабораторий, прежде всего заинтересованных в развитии собственной ускорительной базы. Однако, как подчеркнули авторы проекта, лишь "под" AmPS выделяется обещанная сумма 5 000 K$, и этот проект может стать в Институте "пилотным" для первых шагов по привлечению в фундаментальную науку внебюджетных средств.

Евгений Молчанов