Сердце и изотопы
Очередной совместный с ОРРИ семинар состоялся 13 февраля в ЛВТА. На нем с докладом "Радионуклидные методы исследования в кардиологии (вопросы моделирования)" выступил профессор Московского кардиологического научного центра В. Б. Сергиенко. Он рассказал об основных направлениях исследований в области изотопной диагностики и обратил внимание собравшихся на имеющиеся "белые пятна" в части математической обработки и математического моделирования этих исследований.
Изотопная диагностика - довольно молодая наука, активно развивающаяся последние 20-30 лет. Она позволяет получать динамическое изображение органов, количественно и качественно оценивать их изменения. Изотопная диагностика исследует функциональные изменения разных органов на тканевом и клеточном уровнях. Сердце - наиболее сложный орган для анализа радиометрическими методами исследования. Оно сокращается с определенной частотой, и это вносит ошибки в получаемое изображение. В кардиоцентре разработали метод оценки состояния сердечной мышцы с использованием препарата 201Tl. Но пока остается не решенной сложная задача оценки всех параметров сердечной деятельности одновременно. Актуальной остается и задача диагностики атеросклероза - до сих пор не известен механизм образования холестериновых бляшек в сосудах. Профессор В.Б.Сергиенко со своими коллегами решает эту задачу поэтапно - оцениваются отдельные стороны обменных процессов, но общую картину получить сложно.
В медицину активно вошел метод ремоделирования. Он используется при оценке состояния измененного миокарда, например, с рубцом после инфаркта. С помошью ремоделирования можно увидеть динамику функционирования такого измененного сердца, а также прогнозировать эффективность любого терапевтического и хирургического лечения. Изотопная диагностика, в отличие от любого другого метода, позволяет исследовать сердце, непосредственно находящееся под нагрузкой - физической или психологической, и прогнозировать результат такого стрессового воздействия, а значит, в какой-то мере возможное будущее пациента. Изотопная диагностика предоставляет уникальную возможность в исследовании воспалительных процессов в костной системе и состояния кровоснабжения мозга.
Насыщенная лекция, проиллюстрированная компьютерным представлением результатов исследований, вызвала живой интерес собравшихся. Отвечая на вопросы, Владимир Борисович заметил, что в их центре пользуются западными программными продуктами и связано это с применяемой исследовательской аппаратурой и компьютерами. В России несложные программные продукты в комплекте с медицинским оборудованием выпускает Московский институт медицинского приборостроения. На вопрос директора ЛВТА профессора Р. Позе: "Готовы ли медики поставить конкретные проблемы перед сотрудниками лаборатории?" - последовал ответ: "Вначале необходимо решить финансовые и организационные вопросы". После лекции я попыталась это уточнить у Владимира Борисовича:
Вы приехали все-таки для налаживания контактов со специалистами ЛВТА?
Когда я в декабре прошлого года читал здесь лекцию о клиническом применении радиоизотопов, то у меня прозвучали несколько фраз типа: "Мне бы хотелось иметь такую-то модель, решить такую-то задачу, получить такое-то изображение...". Меня пригласили приехать еще раз с подробным рассказом о том, что же я хочу. Это я и попытался сделать во время сегодняшней лекции-экспромта.
Но прозвучавшие сегодня даже не формулировки, а наметки проблем - это большая работа для большого коллектива специалистов.
Но можно же решать их по частям. Например, есть множество задач, связанных с интерпретацией диастолической кривой. Конечно, все мои желания - слегка с наполеоновским размахом, но почему бы и нет? Главное, что-то делать. Но любое начинание должно лежать на какой-то финансовой почве.
А как обстоят дела с финансированием вашего центра?
У нас есть директор академик Е. И. Чазов, который, пожалуй, единственный из руководителей крупнейших центров сохранил в большинстве своем институт и сотрудников. Его организаторские способности и возможности сохранили клинический институт, а из экспериментальных отделов, к сожалению, уехало 160 человек -физиков, биохимиков, математиков. Финансами нас немного поддерживают и Миннауки, и Фонд обязательного медицинского страхования, ведется и некоторая коммерческая деятельность.
Успехов в сотрудничестве - и вам и нам!
Ольга ТАРАНТИНА