Ходит по России "Восточный экспресс"
- Будь у меня талант Бальзака, - вздохнул мосье Бук, - я бы обязательно описал вот это! - И он обвел рукой ресторан.
- Неплохая мысль, - сказал Пуаро.
- Вы со мной согласны? Кажется, такого в литературе еще не было. А между тем в этом есть своя романтика, друг мой. Посмотрите - вокруг нас люди всех классов, всех национальностей, всех возрастов. В течение трех дней эти совершенно чужие друг другу люди неразлучны - они спят, едят под одной крышей. Проходит три дня, они расстаются с тем, чтобы никогда больше не встретиться, и каждый идет своим путем.
- Однако, - сказал Пуаро,- представьте какой-нибудь несчастный случай...
Агата Кристи. "Убийство в Восточном экспрессе".
Сегодня ваш гость - обычный молодой человек, с современными увлечениями и потребностями, живущий в одном с нами городе. А работает он на поезде-легенде, поезде - сюжете детектива, который вообще легко представить себе только плодом авторской фантазии. Поезд, пассажиром которого неоднократно была и сама Агата Кристи и роскошное убранство салонов которого не зафиксировала в своем романе (ее энергичный стиль не предполагал бальзаковских подробных и бесконечных описаний обстановки и быта), продолжает существовать и перевозить пассажиров. Знакомьтесь - Олег Ефимов, проводник "Восточного экспресса". Закончил МИЭТ, немного поработал инженером, и вдруг изменил профессию, а с ней и образ жизни.
- Нисколько не жалею, что поменял профессию - здесь интересно работать и общаться с людьми, часто весело, всегда присутствует какой-то элемент неожиданности. Я увидел почти всю нашу страну - красоту Севера и Золотого кольца, Среднюю Азию и Сибирь. Попасть сюда было не так-то просто - прошел через три собеседования. В каждодневной работе нужно соответствовать определенным требованиям, невозможно ни капли российского разгильдяйства. Хотя к сезонной и рейсовой работе надо привыкнуть. Но то, что работаешь на абсолютно уникальном поезде, удовлетворяет и некоторое самолюбие.
Тот самый "Восточный экспресс", создание бельгийца Джорджа Нагельмейкерса, уже пять лет эксплуатирует российско-швейцарская фирма "Русьрейл". Созданная в 93-м году, она совместила в себе российский двухлетний опыт железнодорожного туризма на первом в СССР туристическом поезде "Русь" и желание швейцарской стороны расширить сферу своего влияния с туризма корабельного на железнодорожный. Швейцарский соучредитель и закупил на торгах в Европе "Восточный экспресс". Его пришлось частично модернизировать из-за возникших технических проблем, московские реставраторы восстановили прежний интерьер вагонов. А с 1994 года фирма работает тремя составами - еще два были сформированы из бывших правительственных салонов и вагонов габарита "Ритц".
"Восточный экспресс" для зимней эксплуатации не приспособлен и курсирует с мая по октябрь по Транссибу с заездом на Кругобайкальскую дорогу до китайского города Эрлянь. Второй маршрут проложен по "Шелковому пути": Ургенч - Бухара - Самарканд - Ташкент - Алма-Ата - Алашанькоу (Китай). В Китае группы европейских туристов меняются с американскими и австралийскими пассажирами "China orient express", следующим до Пекина. Пользуются популярностью поездки выходного дня по древнерусским городам Кострома, Ярославль, Вологда, Владимир, Суздаль, Новгород, северные маршруты до Архангельска, Кандалакши, Мурманска, Петрозаводска, к островам Соловки и Кижи. Стоимость путевки, включающая и экскурсионную программу в городах, для группы из 32-х человек составляет 160 долларов в сутки на человека. А за немного большую стоимость (до 200 долларов) для группы 55-60 человек формируется отдельный состав, который следует по расписанию, запрашиваемому клиентом с точностью до получаса…
Каким было впечатление от первой встречи с поездом?
Что он ненастоящий, игрушечный - такой маленький, уютненький, нет ощущения поезда. Поразила очень красивая внутренняя отделка, инкрустации из различных пород дерева. Везде отделка полностью сохранилась, кроме двух вагонов, где восстановлена опять же полностью. Вагон-душ, - некогда сгоревший бывший президентский вагон, имеет богатую историю. В нем ездили император Франц-Иосиф, королева Елизавета II, короли Фердинанд, Александр I Сербский, Карол I Румынский, генерал де Голль, Марлен Дитрих и Жан Маре. По легенде, в нем была подписана капитуляция Франции во время второй мировой войны.
Всем нашим пассажирам в начале поездки обязательно рассказывают об истории поезда, о достопримечательностях предстоящего путешествия. Конечно, в нем комфорт 20-х годов, нет кондиционеров, всех плодов современной цивилизации, кроме, разве что, биотуалетов. Правда, организован специальный конференц-вагон, оборудованный видеотехникой, сотовой связью, компьютерами.
Не бродят ли по поезду духи прежних пассажиров, по ночам - привидения?
Конечно, привидений нет, но когда поезд стоит ночью, остывает в тишине, а деревянная отделка скрипит, издает какие-то непонятные звуки. Так что можно придумать или нафантазировать что угодно. Интересно и без привидений - пассажиры очень разные, такие истории рассказывают - не надо никаких детективов. Встречаются и известные личности - американский астронавт, участвовавший в известном полете "Союз" - "Апполлон". Одна рядовая американская бабулька-миллионерша, по виду явно старше нашего поезда, как-то закупила целиком вагон, а ехала всего с двумя внучками. Едут бывшие эмигранты, едут "по местам боевой славы" воевавшие здесь немцы.
Иногда встречаешь уже знакомых пассажиров - так понравилось, что едут еще раз или по другому маршруту, но на этом же поезде. У некоторых уже хобби - проехать во всех поездах этой серии (а их 9 в мире, но остальные внешне вполне современные, наш - уникум в своем роде). Пассажиры, в основном, иностранцы. Наши, российские, - сотрудники посольств, московских представительств иностранных фирм.
А в обслуживании пассажиров вы придерживаетесь каких-то старых традиций?
Особых традиций нет, есть общие требования к персоналу, которые надо неукоснительно исполнять. Есть, собственно не традиция, а техническая необходимость подставлять пассажирам для посадки-высадки специальную тумбочку или деревянный трапик, поскольку вагон более узкий, чем стандартные, и даже на высокую платформу так просто не выберешься. А вообще, обычно пассажиры остаются довольны поездкой, благодарят, хвалят. Тем более, в нашем поезде, в отличие от остальных "Восточных экспрессов", не все обслуживание - за деньги, можно что-то попросить, и так сделают.
Я понимаю, убийств у вас не случается, но какие-то происшествия?
Однажды ехали по Байкальскому участку - скалы, осыпи, тоннели. И только-только выехали из тоннеля - на путях каменный завал. Путевую бригаду не дозовешься, не докричишься. Разгребали сами - тросами и локомотивом, простыми лопатами. Для иностранцев это было настоящее приключение - бегали вокруг нас с видеокамерами, снимали. А вообще, стараемся ездить без приключений!
Ольга ТАРАНТИНА