Одаренные дети: в продолжение темы
Разговор об одаренных детях на областной конференции, проходившей 8 - 9 января в стенах университета и лицея "Дубна", продолжал тему, заявленную аналогичной ноябрьской конференцией, но уже имел вполне практическую цель: создать областную программу работы с одаренными детьми.
Концептуальным можно назвать, пожалуй, доклад учителя (имеющего, тем не менее, профессорское звание) из Реутова А.И. Савенкова, который подробно остановился на современной психологической концепции одаренности. Теперь в это понятие принято включать не только уровень интеллекта, но и способность творчески подходить к решению поставленной задачи, и высокую мотивацию при ее решении; учитываются знания, приобретенные на практике, и влияние окружающей среды. Такой подход, по сообщению докладчика, применяется сегодня на западе, в то время как у нас по старинке еще опираются лишь на коэффициент интеллектуальности.
А.И. Савенкову принадлежит и четкая формулировка задач, встающих при работе с одаренными детьми: формулирование концепции одаренности, диагностика на ее основе, прогнозирование будущего применения данного таланта, его воспитание, обучение, развитие.
Практические аспекты последней задачи подробно рассматривались в различных докладах. Это внешкольная работа - прежде всего применение новейших развивающих программ в детских дошкольных учреждениях и развитие творческих способностей в учреждениях дополнительного образования. Говорилось о возрождении школьных научных обществ, системы летних интеллектуальных школ, заочных и воскресных школ, клубов, конференций и т.д. Для повседневных же занятий рекомендовались различные организационные формы: специализированные школы, классы, обучение по индивидуальным программам в обычных классах. Отдельные задачи - подготовка учителей к работе с одаренными детьми, привлечение в таких городах, как Дубна, научных работников к обучению одаренных детей (наверное, это основное, в чем январская конференция не стала преемницей ноябрьской, где как раз наукоградам, ученым отводилась отнюдь не вспомогательная, а основная роль в работе с одаренными детьми). Не забыли о том, как важно подготовить родителей к воспитанию одаренных детей (О. И. Скрипка, психолог дубненской школа №3).
Что касается прогнозирования - оно, как следовало из нескольких докладов, наименее проработано. Так, даже в США, согласно приведенной статистике, из 1000 детей, признанных одаренными, в течение 50 последующих лет лишь 7 процентов действительно были признаны талантами. В наших не самых лучших условиях надо либо развивать у таких детей способности к нахождению своей ниши в обществе (Е. П. Олиференко, Институт повышения квалификации работников образования), либо организовывать систему по привлечению заинтересованных работодателей (А.И. Митичев, Образовательный центр "Дубна"). Особую важность приобретают в наше время такие качества талантливых детей как духовность (все больше опасностей несет применение научного знания "во зло"), гражданственность (стремление реализовать свои способности на благо Отечества). Этому уделялось внимание в докладе директора лицея "Дубна" Ю. П. Курлапова. Совершенно отдельный разговор - о том, что нынешние талантливые дети в недалеком будущем столкнутся с новыми требованиями устройства жизни. Их уже настойчиво диктуют экологические условия, в которые цивилизация сама себя поставила. Об этом кратко напомнил А. С. Щеулин, руководитель Фонда науки, культуры и инновационной деятельности.
Одним словом - проблем не счесть. Тем не менее, конференция показала: в области приступают к их последовательному решению. Приняты практические рекомендации в адрес Департамента образования и Института повышения квалификации: разработать программу "Одаренные дети", провести работу по повышению квалификации учительских кадров, созданию школьных научных обществ, организовать специальные олимпиады для одаренных детей, объявить лицей "Дубна" и школу №3 Реутова экспериментальными площадками по отработке методов работы с одаренными детьми. В Дубне же решено провести в этом году городскую научно-практическую конференцию школьников.
Анна АЛТЫНОВА