Почему подключенный в начале этого года 2-мегабитный канал связи между ОИЯИ и Москвой не решил, вопреки ожиданиям, многих проблем пользователей внешних компьютерных коммуникаций Института? - Об этом, как и о многих других особенностях работы российских и мировых компьютерных сетей можно было узнать на семинаре в Лаборатории вычислительной техники и автоматизации 28 октября. Собравшимся представил свой доклад "О проблемах сетевого обеспечения для задач (сегодняшних и будущих) физики высоких энергий" руководитель отдела информатизации ЛВТА Владислав Павлович ШИРИКОВ:

ОБЩАЯ картина сегодняшней организации российских сетей, схематически изображенная на первой "прозрачке" доклада, наглядно продемонстрировала участникам семинара ответ и на вышеприведенный вопрос: высокоскоростной канал ОИЯИ - Москва нынче "упирается" в выходящий на Европу 512-килобитный наземный канал "Радио МГУ", арендуемый у коммерческого провайдера RELCOM и разделяемый между целым рядом институтов России. Вообще же, чтобы достигнуть, к примеру, машины ЦЕРНа, сигнал с нашего компьютера должен пройти примерно два десятка промежуточных провайдерских узлов связи в общей глобальной сети Интернет. А при прохождении обратного пути "церновский" информационный пакет использует уже больше 20 узлов, в том числе - заокеанские, американские, приходя в ОИЯИ (такова по крайней мере была ситуация в октябре) через 128-килобитный канал. Этот канал, арендуемый через фирму КОНТАКТ у коммерческого провайдера ДЕМОС ("Интернет-Россия"), применялся и оплачивался ОИЯИ еще до появления упомянутого выше 2-мегабитного канала. Так что наш собственный канал пока способен потенциально облегчить лишь информационный обмен с Москвой и другими подключенными к ней абонентами.

Поэтому, в частности, для связи с Западом некоторые лаборатории ОИЯИ были вынуждены изыскивать собственные дополнительные 128-килобитные каналы, что с точки зрения дирекции ЛВТА противоречит требованиям поддержания единой технической и финансовой политики обеспечения сетевой инфраструктуры ОИЯИ, средств контроля за использованием ее ресурсов внешними абонентами и т.п.

ПОЧЕМУ мы работаем именно через "Радио МГУ", ведь в России достаточно много мощных информационных каналов и сетевых провайдеров, способных обеспечить большие информационные потоки. Тут уже начинают работать причины финансовые. Как известно, есть провайдеры корпоративные (научно-образовательные) и коммерческие. "Радио МГУ" - так уж сложилось - традиционно обслуживает физическую науку, для нас, в частности, его услуги оплачивает Миннауки. Еще один корпоративный канал, отчасти доступный нашим пользователям - имеющийся у РФФИ 256-мегабитный FREENET - предоставляемый грантодержателям фонда. Существует, но пока мало используется, возможность работы с коммерческими провайдерами. Естественным препятствием для бюджетных организаций здесь являются тарифы - на уровне нескольких тысяч долларов в месяц за 256-мегабитный канал. В принципе существуют перспективы достижения договоренностей о льготных расценках для "бедных, но солидных" клиентов - каковыми сейчас выступают научные учреждения - и в этом направлении есть широкое и, судя по всему, пока мало освоенное поле научно-дипломатической деятельности.

Вопросы технического и коммерческого обеспечения информационных каналов для пользователей ОИЯИ обсуждались неоднократно, этому, например, был посвящен аналогичный октябрьскому семинар в ЛВТА в мае. А в сентябре на проходившем в Дубне рабочем совещании "Интернет - Россия" В. П. Шириков выступил с докладом "О проблемах коннективности российских научных организаций", преследовавшим цели установления большего взаимопонимания и осознания определенной общности интересов между коммерческими провайдерами и некоммерческими пользователями. Ведь схожие с имеющимися у ОИЯИ проблемы есть у многих корпоративных пользователей информационных сетей в нашей стране. Заметно возросший в последние 2 года интерес к сегодняшнему состоянию и перспективам развития коммуникаций стал причиной того, что сейчас уже несколько российских организаций - РФФИ, МГУ, РОЦИТ (Российский общественный центр информационных технологий) и некоторые другие - занялись их изучением и систематизацией информации в данной сфере.

ИНТЕРЕСНО, что у зарубежных коллег наших ученых в их взаимоотношениях с держателями мировых информационных сетей проблемы аналогичны. Потому накануне реализации крупнейших международных проектов в области физики Международный комитет по будущим ускорителям (ICFA) провел своего рода "ревизию" той части мировых компьютерных коммуникаций, которая используется учеными-физиками, оценку их состояний и возможностей по передаче больших объемов данных, которые ожидаются при создании распределенных систем обработки результатов крупных экспериментов (в частности, на LHC).

Год назад для этого в ICFA был образован сетевой подкомитет NTF (Network Task Force) под руководством Д. Вильямса, представляющий интересы около 20 тысяч пользователей в 20 больших лабораториях и 400 университетах 100 стран мира. Подкомитет в свою очередь сформировал четыре рабочих группы:

- Present Status WG для оценки сегодняшнего состояния линий связи, стоимости их использования сообществом физиков;

- Monitoring WG для исследования эффективности линий связи в части надежности и скорости передачи информационных пакетов;

- Requirements WG для выработки требований ускорительного сообщества на ближайшее будущее в связи с реализацией новых крупных международных проектов;

- Recommendations WG для формулирования рекомендаций ICFA по результатам исследований трех первых групп.

АНАЛИЗ, проведенный NTF, показал, что состояние национальных академических и исследовательских сетей в западных странах сегодня довольно хорошее (если не говорить о связях между ними):

- в США физические центры используют преимущественно корпоративную сеть ESNET с типовой скоростью обмена 155 Мб/сек, университеты - коммерческую сеть МСI (на нее выходят многие российские провайдеры);

- Канада связана с обеими этими сетями 155-мегабитными каналами;

- в Европе недавно внедрена основанная Европейским Сообществом корпоративная сеть TEN-34 (скорость обмена до 34 Мб/сек с увеличением в недалеком будущем до 155 Мб/сек), которая в конечном счете должна связать все национальные научные сети в Европе. Сейчас ведется обсуждение возможного подключения России к этой сети;

- в Японии корпоративная сеть физиков образована национальной лабораторией КЕК, к ней подключены университеты этой страны, а также китайские организации, есть кабельная (1,5-мегабитная с расширением в ближайшее время до 10Мб/сек) связь с Америкой, оборудуются каналы на Европу и в Новосибирск.

Основные проблемы западных сетей - с нехваткой пропускной способности каналов, с потерями информационных пакетов - на межнациональных, межконтинентальных участках. Прокладка подводных межконтинентальных кабелей требует как более сложного оборудования, так и более значительных энергозатрат при передаче информации, в целом такие каналы обходятся в 5-10 раз дороже наземных.

ИСХОДЯ из посылки, что физическое сообщество не только не может отказаться от Интернет и его протоколов связи, но в ближайшем будущем встанет перед необходимостью увеличения объема информационного обмена в международном масштабе, комитет NTF предлагает:

- текущее наращивание пропускной способности каналов. Так, за счет внедрения новых технологий передачи светового сигнала реальной через 2-3 года станет скорость до 1000 Гигибит/сек при обмене через оптоволоконные линии связи;

- введение для физиков приоритетов проходящей по сети информации, поскольку сегодня информация всех пользователей - от физиков до домохозяек - "сваливается в общую кучу";

- стремление в идеале к "единому провайдеру" среды передачи научно-физической информации. Сегодня эти информационные потоки никак не координируются;

- частичное использование спутников связи. Несомненные преимущества спутниковых каналов: низкая стоимость, широковещание (одновременный прием многими пользователями), доступ в отдаленные регионы. Их основные недостатки - задержка транспортировки сигнала, существенная для ряда режимов обмена информацией, например, диалогового (0,27сек плюс столько же на подтверждение приема), проблемы энергообеспечения и зависимость от погодных условий.

В ИТОГЕ NTF рекомендовал комитету ICFA в ближайшее время провести рабочее совещание с участием представителей физического сообщества, других научных дисциплин и поставщиков (провайдеров) Интернет-сервиса с тем чтобы выявить общие интересы, упростить механизм пользования, координировать действия и соглашения с провайдерами. Главная цель - обеспечить дополнительную пропускную способность для пользователей ICFA уже в 1999 году, а также заложить базу для обеспечения потребностей сообщества на будущее. По оценкам специалистов, через 10 лет для ICFA потребуется производительность сетей в 1000 раз больше сегодняшней (то есть должно идти ее удвоение ежегодно) при сохранении качества и примерно той же стоимости, что и сегодня. Для достижения этого по меньшей мере необходимы: сохранение и продолжение деятельности рабочих групп NTF и активная "пробивная" деятельность сообщества ICFA, возможно, вместе с представителями других научных дисциплин.

Отчеты NTF и его рабочих групп по итогам первого года работы с ведома и согласия Д. Вильямса скопированы WEB-мастером ОИЯИ Л.А. Калмыковой с серверов комитета, снабжены введением на русском языке и доступны через раздел NEWS главного сервера ОИЯИ (www.jinr.ru). Содержащаяся там информация включает также и сведения о канале "Радио МГУ" для связи с физиками стран бывшего СССР.

НА ЧТО НАДЕЯТЬСЯ все-таки пользователям внешних каналов компьютерной связи ОИЯИ? Сейчас дирекцией ЛВТА совместно с представителями Миннауки, ответственными за создание и развитие научно-образовательной сети RBnet (одним из узлов которой является ОИЯИ) ведется проработка подключения к сети TEN-34/155. В качестве промежуточного варианта расширения внешнего канала связи с Западом рассматривается планируемый Министерством науки ввод в эксплуатацию 4-мегабитного канала от Москвы, в котором ОИЯИ (как место размещения одного из суперкомпьютерных центров России) надеется получить около 12 процентов его пропускной способности. Подготовила Анна АЛТЫНОВА