И четверть века длится день...
Хор "Бельканто". Может быть это название за три года еще не всем запомнилось в Дубне. Академический хор ДК "Мир" знают и помнят многие. Оставил свой след и женский хор "Аve vita". Все это внешнее разнообразие основывается на внутреннем, неизменном творческом стержне, на сложившихся человеческих взаимоотношениях, под постоянным, надежным и профессиональным руководством Дианы Николаевны Минаевой. Многие годы коллектив работает на высоком исполнительском уровне, подтвержденном дипломами, завоеванными на зарубежных и отечественных конкурсах, успешными гастролями, любовью зрителей. Итак, хору "Бельканто" - двадцать пять!
Как это начиналось
В 1972 году образовался женский вокальный ансамбль "Мелодия". Возглавить его предложили Диане Минаевой, которая, проработав несколько лет после окончания Гнесинского института в хоровой студии "Дубна", уехала в Москву. Послушала их: могут мало что, но стараются очень. Взялась, хотя ей говорили: "Вы же профессионал, зачем вам эта самодеятельность?" За год работы ансамбль вырос в хор и в 1974 году уже участвовал в первом городском празднике песни. Для смешанного хора требовались мужские голоса. Источник тогда был - ВВСКУ, но сам процесс отбора кандидатов из курсантов требовал терпения и времени. А сколько требовалось сил для убеждения военачальников, которые так и старались подходящих для хора курсантов тут же отправить в наряд, еще чем-то загрузить, лишь бы не пустить на репетицию. И повторялось это каждый год: отобрать 15-20 человек из первокурсников, а после третьего курса они, окончив училище, уходили и из хора. Так Диана Николаевна семь лет ездила на занятия из Москвы, работала, боролась, получала первые результаты. И тут самое время остановиться и рассказать подробнее о ней самой.
Дирижер, руководитель, педагог
Она не училась в музыкальной школе, хотя пела в хоре, и совершенно случайно поступила в музыкальное училище в родной Астрахани. Учиться на дирижерско-хоровом отделении очень нравилось - не могла дождаться конца каникул. Еще во время учебы занималась со школьным хором. Училище закончила с отличием, затем так же успешно - Гнесинский институт. Звали в аспирантуру, но не захотела - теоретическая работа не по ней.
Вы всю жизнь работаете со взрослыми, с непрофессиональными исполнителями. Почему? Реализовали ли вы себя?
Конечно, проще создавать, растить музыканта, чем переделывать взрослого человека. Но они же не виноваты, что в детстве не получили хорового образования. Иногда бывает себя жалко - пытаешься добиться определенного результата, а отдачи не чувствуешь, или она появляется не сразу. Но вообще-то, ребята стараются, особенно после хороших концертов работают с большим воодушевлением. Не часто возникает чувство удовлетворения, хочется сделать больше, но выше нашего уровня не прыгнешь, хотя и состав сейчас довольно сильный. Ну и я от них постоянно требую, не даю расслабиться. После наших концертов этим летом в Сарове одна сотрудница местного отдела культуры все удивлялась: "Как вы добиваетесь такого пиано?” - “Топаю ногами на репетиции". А с другой стороны, есть и свои прелести, радостно, когда, например, курсанты каждый раз открывали для себя эту всем известную музыку. Последние несколько лет с удовольствием работаю еще и в хоровой студии "Рапсодия". Дети открыты, очень эмоциональны, буквально все впитывают.
Кто же они?
Когда ВВСКУ закрыли, хор лишился мужских голосов и одно время существовал как женский, а это означало освоение нового репертуара, почти возвращение к началу. Освоили, добились определенных результатов, выступали в Консерватории и зале имени Чайковского, занимали не последние места на конкурсах. В 94-м году в хоре появились мужские голоса - группа выпускников хора Т. В. Волковой "Подснежник". Вообще, состав меняется год от года, но женская часть при этом более стабильна: две участницы нынешнего состава хора Г. Г. Казакова и В. К. Мажулина занимаются в нем с самого начала, с 1973 года. В начале 80-х пришли, да так и остались в хоре несколько выпускников хоровой студии "Дубна". В те же годы, в эпоху смотров хоров лабораторий (когда возникали ради “галочки” хоры-однодневки) пришел в академический хор И. С. Яровой, выступающий сегодня уже с сольными программами. Постоянно подпитывается хор молодыми голосами, и количество стало, наверное, оптимальным – раньше достигало 100 человек, сейчас 40 с небольшим. Зато, как считает Диана Николаевна, так она слышит и контролирует работу каждого.
Наши резиденты в Германии
В 70-х годах в хоре пела Рената Егер из ГДР. Давно уехала из Дубны. И вдруг, случайная встреча в Германии, она - член Бундестага, результат - концерт хора в Дрездене. Четыре года пели в хоре Хорст и Гизелла Гриссманн - через 15 лет услышали о гастролях хора, пришли на концерт… И уже несколько лет они принимают всей семьей участие в организации и проведении зарубежных поездок "Бельканто" - на конкурс в Цвикау в 1995, в Дрезден и на конкурс имени Ф. Мендельсона в 1996, в Вену на фестиваль, посвященный 200-летию Ф. Шумана. За свой счет Гизелла съездила в Словению на собрание Европейского хорового общества, заплатила вступительный взнос и наладила контакты, с помощью которых была организована поездка хора в этом году по Швейцарии. И последний сюрприз от Гизеллы и Хорста - компакт-диск с записями зарубежных выступлений хора "Бельканто".
Вооружены современными методами
Вокал в хоровом пении, как рассказывает Диана Николаевна, -темный лес. На хоровом отделении ни в училище, ни в институте этому почти не учат. Всю жизнь карабкалась через дебри почти на ощупь, ориентируясь лишь на свои ощущения. В этом году произошел существенный сдвиг, - считает она, - появились первые результаты применения фонопедического метода В. В. Емельянова. Его система специальным упражнений развивает голосовой аппарат. Сегодня хор обладает богатым и обширным репертуаром от русской и зарубежной хоровой классики, русской и западноевропейской духовной музыки до фольклора и даже джаза. Из произведений, исполняемых “а капелла”, можно составить большой концерт, выступает хор и в сопровождении органа. Отдельный репертуар у женского состава хора.
В концерте принимают участие...
Бессменный с 1976 года хормейстер хора М. П. Макогон: "Трудно было перестраиваться после работы в детском хоре, взрослые требуют совсем другого подхода, здесь иной климат. Но и свои традиции, своя жизнь, интересные люди. Что-то берешь от них и, наверное, что-то и отдаешь, знаешь о чужих проблемах, делишься своими. Хор - как вторая семья, отдаешь силы и время, не думая о потраченном, многое делается вообще на одном энтузиазме, но без всего этого, наверное, было бы сложнее преодолевать нынешние тяготы. Конечно, легче всего закрыть Дом культуры, но для нашего маленького города ДК - это все. Он всех соединяет: это и театр, и танцплощадка, сюда идут с детьми, потом дети ведут своих детей. Ведь три кита, на которых собственно и держится человек - это образование, медицина и культура. Их и надо поддерживать в первую очередь, а не разрушать...
Участница хора с 1980 года Т. И. Владимирова (Управление):
Диану Николаевну знала еще по ее работе в хоровой студии “Дубна”. Мы, тогда еще дети, приняли ее очень настороженно. Но, спустя некоторое время, увидели, почувствовали, что это замечательный человек и классный музыкант.
Поэтому, когда в 1980 году моя лучшая подруга по детскому хору Людмила Зайцева (тоже все еще поет в “Бельканто” и в ансамбле “Мозаика”) предложила мне вместе с ней пойти петь во взрослый хор к Диане Николаевне, я не раздумывала ни минуты.
Все эти годы, проведенные с хором: репетиции, концерты, поездки навсегда останутся со мной добрыми воспоминаниями, наполненными огромной благодарностью к Диане Николаевне, Марине Павловне и всем тем, с кем мы пели вместе. Я очень уважаю наших руководителей. Их трудолюбие, огромная самоотдача, необыкновенный энтузиазм, вера в наши силы, терпение и выдержка всегда вызывают у меня восхищение. Часто к нам в хор приходят люди, не имеющие музыкального образования. Диана Николаевна и Марина Павловна много уделяют им своего внимания и времени. Диана Николаевна вообще может довести человека практически с нуля до очень хорошего музыкального уровня.
Сейчас всем приходится очень много работать, и я, конечно, не исключение. Устаю, иногда хочется все бросить. Но… Люблю концерты – это такой эмоциональный всплеск. Репертуар у нас очень интересный. Диана Николаевна подбирает его со вкусом, часто сама аранжирует. Нет, хор – это просто здорово! Спасибо всем нашим, что мы вместе!
Солист хора И. С. Яровой (ЛНФ): Совершенно случайно попал на репетицию хора, хотя пение меня всегда привлекало, все школьные годы им занимался. А потом настолько увлекся, что стал параллельно готовить сольные программы, выступал на вечерах старинного русского романса, итальянской песни. Очень много сделала для хора и помогала мне делать сольные программы наш постоянный в течение 20 лет концертмейстер Галина Анатольевна Ерусалимцева, а сегодня снами работает Татьяна Юрьевна Ляпина. Диана Николаевна - хормейстер и художественный руководитель высокого класса и, прекрасно оценивая наши исполнительские возможности, она подбирает репертуар, который требует постоянного их повышения. Ее задумки всегда более высокого уровня и мы не все их можем реализовать. Потенциал нашей женской группы позволяет ей выступать самостоятельным хором. Но это требует сил от руководителя, ведь фактически она руководит двумя хорами. Да еще женская вокальная группа "Мозаика" - все это говорит о квалификации Дианы Николаевны.
Вы работаете по сменам, как это удается совмещать с репетициями?
За эти годы бывало и так, что после ночной смены не то, что на репетицию, и на концерт идешь или в поездку уезжаем - как-то совмещается. Процесс репетиций достаточно тяжелый, меня больше привлекает работа над сольными программами, это дает большее удовлетворение. А когда программа готова, поешь ее в концерте - это особое ощущение, реакция публики - оценка твоего труда. Мы исполняем хорошую, серьезную музыку - это помогает отвлечься от проблем. А когда что-то получается, то кажется, что и остальное в жизни не так уж плохо.
На вас еще и обязанности президента хора...
Президент - громко сказано, но так принято в европейских хорах, а раз мы начали выезжать, надо придерживаться стандартов. Я перевожу и веду деловую переписку, поддерживаю связь с европейской хоровой организацией "Поющая Европа". Европа действительно поет. Они пришли к тому, что у нас когда-то было в стране на очень хорошем уровне, а сегодня совершенно заглохло. Конечно, сейчас тяжело, но возрождать праздники песни, фестивали стоит.
Участница хора с 1973 года В. К. Мажулина (ЛВЭ): Пою с 4-го класса. Переехала с семьей в Дубну, никого в городе не знала, а пришла в этот хор - сразу столько знакомых. Дома остаются мальчишки - 1-й и 5-й класс, все бросаешь и бежишь на хор. Только пришла в хор - и поездка в Смоленск, я и не ожидала, что поеду. Вечером все анекдоты рассказывают, а я сижу слова учу. Сколько лет прошло, а ответственность такая же. Освоила ноты - стало легче учить новые партии. Конечно, очень много нам всем дала Диана Николаевна, всегда помогает освоить какое-то сложное место Марина Павловна. Муж раньше говорил: "Детям нужно больше внимания, может не стоит ходить?" А мальчишки тут же - "Мам, не слушай, нравится и ходи!". Так теперь, вдруг пропустишь репетицию - "Ты почему не пошла?" Когда долго чем-то занимаешься, то это уже становится потребностью. Домашние заботы никогда не кончаются, но делаешь - встанешь пораньше, ляжешь попозже. И коллектив у нас хороший, здесь интересно, устраиваем вечера, капустники. Молодое поколение, наверное, в первую очередь привлекают зарубежные гастроли. А ведь раньше не было заграничных поездок, с началом реформ практически прекратились и поездки по нашей стране. Но все равно хор сохранился, остался самый костяк. А идешь по тропинке из ЛВЭ, и вдруг ловишь себя на том, что поешь про себя или слова из песни крутятся, а не всякие мрачные мысли. Летом приезжает внук и тоже приходит на репетиции. Так и живем - работаем, поем...
Ольга ТАРАНТИНА