ОИЯИ, ЮНЕСКО, образование
23 октября Дубну посетили представители ряда научно-информационных центров Министерства общего и профессионального образования РФ во главе с директором Института по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО В. Г. Кинелевым. Гости побывали в международном университете природы, общества и человека "Дубна", на станции космической связи, в ЛВТА ОИЯИ, обсудили с директором ОИЯИ В. Г. Кадышевским возможности совместной деятельности. Во встрече в дирекции ОИЯИ принимала участие проректор по компьютерному образованию и информационным системам международного университета "Дубна" Е. Н. Черемисина.
В ходе беседы гости узнали об истории и сегодняшнем дне Института, его научных достижениях, базовых установках и образовательной деятельности. "Мы воспитываем научную смену, продолжая дело, начатое нашими великими предшественниками, основателями ОИЯИ, - отметил В. Г. Кадышевский. - Это и участие в создании и развитии совместно с Российской академией естественных наук университета "Дубна", и деятельность учебно-научного центра ОИЯИ, охватывающая студентов старших курсов и аспирантов".
В. Г. Кинелев начинал вместе с академиком А. С. Спириным эксперимент по созданию университетской структуры в научном центре в Пущино (Институт белка АН). Сама идея вызывала абсолютное неприятие в вузовской среде. Но ее очевидную пользу и назревшую необходимость, которую не хотели видеть отечественные авторитеты, "нечаянно" отметили иностранцы - приехавшие в Пущино для обучения по магистрской программе студенты Стэнфордского университета. После ее окончания студенты прислали такой отзыв: "Никогда не общались с учеными такого высокого уровня, не работали на таком сложном оборудовании, поражены широтой и фундаментальностью российской системы образования!" Это основные принципы, на которых Академия наук и система высшего образования должны были бы создать совместную программу. Но идея носится в воздухе, и возникают университетские центры в Обнинске, Дубне, Черноголовке.
А директор ОИЯИ и президент университета "Дубна" В. Г. Кадышевский подчеркнул такую сторону совместного учебно-научного процесса: "Мы можем готовить молодых ученых, которые способны стать профессионалами высокого класса. Это своеобразная форма вложения капитала. Их участие в совместных с зарубежными центрами экспериментах и исследованиях всегда будет очень весомым вкладом." Весьма актуальным показался исторический факт, кстати упомянутый В. Г. Кинелевым: когда Резерфорда спросили, как ему удается в такой бедной лаборатории делать великие открытия, он ответил : "Что же делать? У нас нет денег, поэтому мы должны думать!"
Отвечая на вопросы вашего корреспондента, В. Г. Кинелев сообщил следующее:
Я давно собирался посмотреть ваш университет. Ведь мы организовывали его с Владимиром Георгиевичем в мою бытность министром и председателем Государственного комитета по высшему образованию. Я считаю, это было одно из самых плодотворных начинаний, когда высокая наука делает решительный, осознанный и хорошо подготовленный шаг навстречу высшему образованию. Сегодня мы хотим посмотреть и другие аспекты сотрудничества, а именно, международное сотрудничество между ОИЯИ и институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Хотелось, чтобы те уникальные достижения, которые накоплены в Институте, были достоянием не только формирующихся в Дубне образовательных структур, но и более широкого мирового сообщества. Мы видим возможность использовать Дубну как один из крупнейших центров дистанционного образования. Для этого здесь имеются и содержательная часть, и те средства коммуникаций, которые необходимы для масштабного развития этой системы.
Каким вам показалось сегодня ваше детище – Дубненский университет?
- Я думаю, прошедшие четыре года университет использовал максимально, было приложено чрезвычайно много сил. Мне кажется, у него есть не только настоящее, но и хорошее будущее.
В беседе вы упомянули университетские центры в наукоградах. Как вы оцениваете их сегодняшнее положение и перспективы?
Положение очень разное. Но это неизбежный путь - дальнейшее совместное, и я это хочу подчеркнуть, развитие науки в академических структурах и в исследовательских центрах системы высшего образования. Сегодня не только время трудных экономических решений, но и время, когда мы можем и должны эффективно использовать знания и опыт каждого крупного ученого, лабораторный и исследовательский потенциал всех крупных научных центров. Я считаю, настало время объединения академических структур с высшими учебными заведениями. Нынешнее тяжелое время стимулирует к поиску новых путей и, как видите, мы их находим.
Ольга ТАРАНТИНА