"Ищите и обретете!"

Такой рецепт был выписан коллективу МСЧ-9

16 октября в Дубне побывал заместитель начальника Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ А. В. Сорокин. Ситуацию с МСЧ-9 и пути выхода из нее он обсуждал на встречах с дирекцией ОИЯИ, администрацией города и представителями коллектива МСЧ-9, ответив таким образом на письмо, направленное в адрес Управления от имени части коллектива медсанчасти. Участником последней из встреч стал и наш корреспондент.

"Сотрудники ОИЯИ должны иметь возможность пользоваться специализированными отделениями Федерального управления Минздрава, их здоровье не может остаться вне контроля нашего управления", - так начал эту встречу Александр Владимирович. При отсутствии денежных средств, государство реально понимает свою ответственность перед людьми, отвечающими за ядерную безопасность, работающими в особо опасных и вредных условиях труда. Подспорьем в вопросах финансирования медицины, позволившим решить особенно больные вопросы, стало обязательное медицинское страхование (ОМС). Но фонд ОМС не добирает средств - в этом году по Московской области сбор отчислений в ОМС сократился примерно вдвое. В этой ситуации областной комитет здравоохранения принял решение квотировать помощь различным медицинским учреждениям. Решение, с точки зрения А. В. Сорокина, формально незаконное, а по мнению сотрудников МСЧ-9, осуществляемое в несправедливых пропорциях. Подводя некоторые итоги состоявшегося обсуждения положения МСЧ-9 с руководством Института и города, А. В. Сорокин отметил, что ни та, ни другая сторона не желают разделения медсанчасти. Федеральное управление такой результат устраивает - уже имеющийся горький опыт разделов свидетельствует: лучше от них никому не становится.

Но при этом существуют два противоположных взгляда на проблему. По мнению мэра, МСЧ-9 необходимо передать в муниципальную собственность, что позволит через цепочку взаимозачетов обеспечивать хозяйственное содержание МСЧ-9. Руководство Института считает, что, как ни тяжело, необходимо сохранить единую медсанчасть, не передавая никаких ее частей городу. Как считает А. В. Сорокин, эти точки зрения можно отрегулировать, и "золотой серединой" могла бы стать сохраненная МСЧ-9 с консолидированным бюджетом, составленным из трех частей - городской, федеральной и ОМС. Такой вариант, не просто сохраняющий, но и позволяющий медсанчасти развиваться, Федеральное управление считает наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Тем более, мы не окажемся здесь первопроходцами.

Но местная, специфическая особенность все-таки имеется - наличие двух учреждений здравоохранения в городе. Поэтому, как заметил московский гость, есть вероятность возникновения дубненского варианта решения проблемы, по которому МСЧ будет сохранена, оба учреждения - и левого, и правого берега - будут работать эффективно, и МСЧ-9 останется в федеральном подчинении. При этом, некоторые вопросы медсанчасти придется согласовывать с администрацией города – в частности, по профилизации коечного фонда. Согласительная комиссия, в которую вошли представители города, Института и МСЧ-9, в ближайшее время начнет свою работу.

Ситуация в стране дикая, отметил А. В. Сорокин, и рецепты выхода из нее в каждой медсанчасти ищут свои. А поскольку наша жизнь улучшится не скоро, то надо отойти от традиционного мышления, искать нестандартные, в чем-то даже фантастические решения. Отвечая на вопрос о реформировании системы здравоохранения вообще и ориентации Дубны, в частности, на американскую систему, по которой на первое место ставится поликлиническо-амбулаторное обслуживание населения, а стационарное резко сокращается, Александр Владимирович заметил, что к реформам надо быть готовым. Администрация города проводит линию на оптимизацию здравоохранения - что-то укрупняется, а что-то ликвидируется. Хорошо, по его мнению, что МСЧ-9 избавилась от неэффективно работающих инфекционного и родильного отделений. Неплохо было бы создать единую централизованную лабораторную службу, чтобы исключить дублирование в исследовании анализов. В этом, кстати, может помочь консолидированный бюджет. Федеральных средств на покупку оборудования на все 90 медсанчастей запланировано 5 млн. рублей. А вскладчину можно было бы приобрести хорошее оборудование. По сведениям А. В. Сорокина, американский пилотный вариант в Тверской области уже обрушил здравоохранение. Но реформы нужны: у нас слишком велико количество больничных коек - 114-118 на 10 тысяч населения, тогда как в Швеции, Швейцарии, Германии, США - 35-40. Никакой бюджет это количество не выдержит.

Комментируя недавнее постановление В. Э. Проха об обслуживании неработающего населения в городской больнице, А. В. Сорокин сообщил, что мэра попросили приостановить его действие. И получили ответ, что таким образом гарантируется бесплатное медицинское обслуживание. Что, по мнению А. В. Сорокина, лишь декларация - деньги на обслуживание пенсионеров из областного бюджета не поступят, поскольку их нет и не ожидается. "Ищите точки соприкосновения, ищите новые пути и, главное, чтобы не пострадали люди - им кроме нас помочь никто не может!" - так завершилась эта встреча.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, в редакцию поступил протокол совещания “О медсанчасти-9 и медицинском обслуживании сотрудников ОИЯИ и членов их семей” от 21 октября, в котором участвовали представители ОИЯИ, администрации города, ЗАО “Макс-М”, МСЧ-9, ОКП. Участники приняли к сведению согласие Ю. Н. Комендантова приостановить запрещение страховой компании “Макс-М” оплачивать стационарное лечение неработающего населения в МСЧ-9 по программе ОМС при предоставлении письменной гарантии начальника МСЧ-9 И. Н. Егарева о готовности осуществлять стационарное лечение неработающего населения правобережной части города в медсанчасти-9. До 3 ноября участники совещания рассмотрят различные варианты закрепления имущества медсанчасти (всё – федеральная собственность; частично – федеральная, частично – муниципальная, всё – муниципальная собственность) с определением по каждому варианту источников финансирования содержания МСЧ. Признано целесообразным провести консультации представителей дирекции ОИЯИ с начальником ГУЗ МО и председателем Комитета по финансам администрации Московской области по вопросам участия администрации области в финансировании МСЧ-9.

Ольга ТАРАНТИНА