Новый облик нейтронной школы
На одну неделю в сентябре Дубна стала всероссийским и международным центром по обучению нейтронной физике. Традиционно школы по нейтронной физике проводятся в Алуште и Дубне с 1969 года. Нынешняя, восьмая, была посвящена 90-летию со дня рождения И. М. Франка, и не будучи историко-мемориальной, тем не менее, "в словах и делах" оказалась его школой - ученики и соратники И. М. Франка передавали свой опыт молодым. А их собралось достаточно много - около 150 cтудентов и аспирантов из вузов Белоруссии, Болгарии, России, Словакии, Украины. Кроме оттенка мемориальности, были еще причины, чтобы эта школа оказалась нетрадиционной. Какие - об этом и многом другом рассказывают ее участники.
Страницы известной биографии
Директор ЛНФ имени И. М. Франка В. Л. Аксенов (из выступления на открытии): Илья Михайлович Франк начинал эти школы, я думаю, это самые старые нейтронные школы в мире. Каждая из них носила своеобразные черты, но нынешняя отличается принципиально: она ориентирована полностью на студентов и аспирантов. За свою долгую творческую жизнь Илья Михайлович был связан с целым рядом ведущих научных центров. Мы благодарны директорам этих институтов за их участие в работе нашей школы.
Директор Физического института имени А. П. Лебедева РАН О. Н. Крохин (из выступления на открытии): ...Научная биография Ильи Михайловича Франка тесно связана с С. И. Вавиловым, организовавшим наш институт. Именно по его настоянию еще до войны оптик Франк начал заниматься ядерной физикой. После войны он работал в отделе Д. В. Скобельцына, где была сконцентрирована вся ядерная физика, а когда отдел разделился, возглавил нейтронную лабораторию.
Отмечая научные заслуги юбиляра, О. Н. Крохин напомнил собравшимся о его замечательном таланте педагога: "Я слушал его лекции в НИИЯФ МГУ, так что считаю себя его учеником. Удивительным было то, что он не только читал, но и разговаривал с нами о профессии, о жизни, о нашем будущем."
Рассказал он и об исследованиях, проводимых в ФИ РАН сегодня: по термоядерным источникам нейтронов; по актуальным направлениям физики твердого тела - исследование неоднородностей, надмолекулярных структур; в области нейтронной томографии, здесь был отмечен вклад Дубны - созданный позиционный нейтронный детектор и научно-консультационная поддержка А. М. Балдина. Получили участники школы привет и наилучшие пожелания от сотрудников и учеников И. М. Франка, работающих сегодня в ФИ РАН.
О. Н. Крохин (из интервью): Большая часть сотрудников, воспитанных И. М. Франком, работает сегодня в нейтронно-физическом отделе нашего института. Он развивает интересные направления в области исследований физики твердых тел с применением нейтронов. Это использование нейтронной оптики, основоположником которой в какой-то мере стал Илья Михайлович, для имеющих большое практическое значение исследований полупроводников. Второе ее интересное приложение - изучение сложных полимерных структур, содержащих особые зоны, которые могут менять свойства полимеров. Сегодня продолжает развиваться и еще одно направление - применение тех же методов для исследования поверхностей. Проблема поверхности вообще очень важна в современной физике - физике твердого тела, электронике, оптике. Из существующих методов исследований большую точность дает рентгеновское излучение, а нейтроны хороши тем, что позволяют посмотреть и на обратную сторону поверхности. Например, на такую поверхность, как золото, нанесенное на медь, рентгеном можно посмотреть только "сверху", а нейтронами - и "снизу", чтобы узнать, что делается между медью и золотом. Дополняет рентгеновскую и нейтронная томография - своеобразная фотография в нейтронном потоке. Результаты, полученные по нейтронной томографии, на общем собрании ФИ РАН были включены в число важнейших достижений нашего института. А получены они были как раз в тех коллективах, где еще Илья Михайлович заложил дух того понимания и отношения к физике, который живет и сейчас.
На открытии школы директор НИИЯФ МГУ имени Д. В. Скобельцына М. И. Панасюк отметил большой научный и организаторский вклад И. М. Франка в создание и развитие этого института от первых шагов до организации филиала в Дубне. Он также огласил приветствие участникам школы от ректора МГУ В. А. Садовничего.
М. И. Панасюк (из интервью): Когда я сам решил заняться ядерной физикой и пришел на физфак, то для меня была абсолютно естественной связь физфака и ОИЯИ - крупнейшей физической научно-экспериментальной базы. Без этого сотрудничества мы были бы очень бедны, но оно существует - многие крупные ученые ОИЯИ, как в свое время и Илья Михайлович, преподают в университете, наши студенты проходят здесь практику или учатся в филиале. И моя забота - развитие нашего филиала и связей с ОИЯИ. Современная ситуация очень тяжелая - из-за недостаточного финансирования науки и образования и общей тенденции в развитии общества, причем, заметной не только в России, по которой молодежь уходит из естественной науки в гуманитарную. Сегодня, правда, опять наблюдается конкурс на естественнонаучные факультеты, и мы надеемся, что он, по крайней мере, сохранится.
Вице-директор ОИЯИ А. Н. Сисакян (из выступления на открытии): ...Мы, сотрудники ОИЯИ, гордимся, что Илья Михайлович Франк 33 года проработал в Институте, заложил основы многих научных направлений, возглавил научную школу. Титаническая работа по организации Лаборатории нейтронной физики, создании ИБР-2 легла на его плечи. Здесь были получены новые интересные результаты, проведены пионерские исследования по физике конденсированного состояния вещества. С его именем связаны новое направление - физика ультрахолодных нейтронов и становление лаборатории - ЛНФ превратилась в один из крупнейших нейтронных центров мира. Под влиянием И. М. Франка сформировалось научное направление, исследующее биологические молекулы с помощью рассеяния нейтронов.
Безусловная заслуга Ильи Михайловича - привлечение в Дубну больших коллективов других институтов и лабораторий. И в нынешние тяжелые годы все, что было им заложено, установленные научные контакты продолжают играть большую роль для сохранения научных школ в странах-участницах Института, в первую очередь, странах СНГ. C его деятельностью связано развитие культуры нейтронных центров в Венгрии и Германии. Илья Михайлович много внимания уделял молодежи и, несмотря на большую организационную работу, находил время для преподавания. Может быть, иногда он говорил очень тихо, но его голос в науке был уверенным, громким и доносится до нас и сейчас. Он создал и эту школу, и сегодня мы его вспоминаем и как бы находимся у него в гостях...
Новый уровень обучения
В. Л. Аксенов (из интервью): Эта школа по нейтронной физике впервые устроена именно как школа, а не как конференция, то есть содержит полный цикл учебного процесса. На пленарных сессиях читают лекции ведущие российские ученые многих ведущих институтов. Это общие лекции по самым актуальным проблемам физики конденсированных сред и ядерной физики. По этим направлениям и делится школа, и ее участники слушают специальные лекции по методам исследования вещества с помощью нейтронов, конкретным методикам проведения экспериментов. Предусмотрен итоговый контроль полученных знаний. К сожалению, мы вынуждены были ограничить количество участников, имея заявок в полтора раза больше возможного. Поэтому большинство наших "школьников" прошли определенный отбор на своих кафедрах Московского, Уральского и других университетов.
Как учебный центр мы сейчас фактически вышли на новый этап развития. За 6 лет существования в Дубне кафедры физики твердого тела МИФИ в ЛНФ пришли около 30 ее выпускников. Мы будем еще принимать молодых специалистов, но акцент сегодня смещается в сторону подготовки специалистов для других центров - в Курчатовском центре молодежи не осталось, не очень много ее и в Гатчине. Наша задача - подготовить группы специалистов для других научных центров, умеющих работать с нейтронами, будущих пользователей наших экспериментальных установок. Сейчас мы развиваем взаимодействие с химфаком МГУ, на котором несколько лет назад был создан Высший колледж факультета наук о материалах - элитное заведение, готовящее специалистов высочайшего класса по новым материалам в широком плане. Этой новой цели соответствует и подбор лекторов нашей школы - ими стали ведущие российские ученые. Эта школа как одно из звеньев входит в структуру Государственной научно-технической программы нейтронных исследований в нашей стране, которая, в свою очередь, входит в международную нейтронную кооперацию. Из этого очевидно и ее дальнейшее развитие.
Я очень удивилась, когда увидела, что лекции, организованные для молодых, активно посещают представители более старших поколений из лекторов школы и сотрудников ОИЯИ...
- Конечно, уровень изложения доступен студентам, но ведь рассказывать можно по-разному. И взрослые ходят послушать, не о чем говорят, а кто говорит. И тематика подобрана так, что каждому интересно узнать, что делается в его области. А поскольку читают люди, активно работающие в науке, то в лекции включаются самые актуальные материалы. Причем, если на обычной конференции надо выбирать из сплошного потока информации, то здесь уже отобраны самые ценные зерна, по крайней мере, на пленарных лекциях. Школа посвящена 90-летию Ильи Михайловича Франка, и нам очень приятно, что директора институтов, в становлении которых он участвовал, с которыми связана его научная деятельность, приехали на открытие нашей школы. Важно, что продолжается связь между ведущими научными центрами, мы работаем в сотрудничестве, сохраняя все, что было заложено старшими поколениями. Мы благодарны МГУ, НИИЯФ МГУ, его дубненскому филиалу за поддержку при организации и проведении школы, а также Высшему колледжу факультета наук о материалах МГУ, выделившему из программы "Интеграции высшего образования и фундаментальных наук" средства на ее проведение.
Новый уровень учебного процесса
В день открытия школы увлекательную лекцию "Фуллерены и фуллериты" прочитал директор Института физики твердого тела РАН (Черноголовка) Ю. А. Осипьян: В. Л. Аксенов наладил дело так, что работать на вашем уникальном источнике, я имею в виду ИБР-2, могут специалисты в любых областях. Большие возможности источника дополняются прекрасными возможностями технического окружения – организованы экспериментальные места, система обработки результатов эксперимента. Поэтому ЛНФ - желанное место для работы специалистов разных направлений, дело исследователя - только приехать и работать.
Ваша лекция вызвала волну вопросов молодых слушателей, как вы оцениваете вашу будущую научную смену?
Виден достаточно хороший уровень подготовки, по крайней мере, по вопросам чувствуется, что некоторые уже имели дело с экспериментом. А вообще школа производит приятное впечатление - много молодых людей приехали учиться, это очень полезно.
Директор Высшего колледжа факультета наук о материалах МГУ И. В. Архангельский: Очень важно, чтобы студенты-материаловеды были не по книжке знакомы с методами исследований и экспериментальными установками. С одной стороны, далеко не каждая организация, даже занимающаяся дифракционными методами исследований, обладает возможностями по нейтронографии. С другой, нейтронный активационный анализ, позволяющий узнать состав материала, - вещь, не очень распространенная, связанная с реакторами. Поэтому наша кооперация необходима для того, чтобы воспитать полноценных исследователей-материаловедов.
Довольно давние неформальные контакты специалистов, занимающихся химическими аспектами материаловедения, с физиками ЛНФ к настоящему моменту показали, что специалистов надо готовить, что называется с младых ногтей, приучая их к сложному физическому эксперименту, прививая методическую культуру. В университете это сделать довольно сложно из-за отсутствия материальной базы. Из этого возникла необходимость кооперации с Академией наук и другими институтами, и поэтому мы участвуем в программе "Интеграции…". К тому же, сегодняшняя ситуация такова, что многие молодые люди, заканчивая университет, ориентируют себя на работу за рубежом. Приезжая туда, человек уже должен владеть методикой эксперимента в сложных физических исследованиях. Мы готовим специалистов, способных работать в любом месте. И я считаю, их отъезд - благо для нашей науки. Потому что они, в большинстве, вернутся, когда здесь можно будет работать нормально. А вернутся они с другим уровнем, кругом общения, и это для нашей науки гораздо лучший выход, чем если бы они все сегодня разбежались по ларькам.
Уровень конференции мне оценить сложно, я не физик-нейтронщик и не все успел послушать, но лекцию А. М. Балагурова (ЛНФ) я слушал и считаю ее блестящей. Анатолий Михайлович согласился читать ее в немного модифицированном виде студентам 5-го курса нашего колледжа. Это было бы полезно, да и интересно нашим ребятам - я знаю, многие очень хотели его услышать. Нужно постараться, чтобы и ряд других лекций этой школы приобрели систематический характер.
Аня Пантелеева (Институт ядерных исследований и ядерной энергетики, София): Я занимаюсь исследованием металлов, стали с помощью нейтронов. На школе я слушала лекции по физике твердого тела, непосредственно относящиеся к моей теме, и общеобразовательные, по ядерной физике - очень интересные. Любопытно было познакомиться со всеми экспериментальными установками, это ценный опыт для меня. Некоторые из них просто уникальны, а вообще, ваша экспериментальная база и исследования, как это видится из Болгарии, просто другого масштаба. Я хочу поблагодарить ОИЯИ, оргкомитет за возможность участвовать в школе, предоставленную молодым ученым из разных стран.
Андрей Дедков (Белорусский государственный университет): Я студент кафедры системного анализа факультета радиофизики БГУ. Может показаться странным - радиофизик на заседании нейтронщиков-ядерщиков. Но наш факультет отделился от физфака, и мы занимаемся теми же проблемами, имеем дело с теми же экспериментальными установками, обеспечивая, по сути дела, эксперименты. Поэтому школа интересна мне, в первую очередь, экспериментальной стороной, а также обсуждаемыми здесь фундаментальными проблемами, с которыми сталкивается современная физика. Я думаю, в этом плане она интересна не мне одному, а я лично увезу домой очень хорошее впечатление о Дубне, о всех людях, о профессорах, читавших нам лекции. Лекции не были скучными, не давили обилием теоретического материала. Очень интересно были построены практические занятия, пусть нам не позволили участвовать в самих экспериментах, но вникнуть в устройство установок, в обработку данных мы смогли.
Владимир Поляков (ПИЯФ, Гатчина): Вообще, идея школы хорошая. Я не студент, а научный сотрудник, и вначале мне показалось, что попал немного не по адресу. Но, как ни странно, оказалось, что многие вещи, которыми непосредственно не занимаюсь, было полезно освежить в памяти. А на многие вещи из моей научной области посмотрел немного с другой стороны. Например, после лекции Ю. В. Копаева возникли некоторые идеи, непосредственно связанные с моей работой. Ну, и просто посмотрел, кто чем занимается, на ваш реактор, сравнил с другими виденными.
Ну и как впечатление?
В нашей стране, к сожалению, все работают примерно в одинаковых условиях. Ожидал, что у вас лучше - в смысле условий работы и уровня оборудования. С нами приехали наши аспиранты и студенты, и, как я увидел на школе, научная молодежь есть пока везде и желание работать у них есть. Так что, если неожиданно начнут платить деньги, наверное, они и останутся работать.
Татьяна Мельникова и Ольга Моисеева (Институт атомной энергетики, Обнинск): Удивительно, что школа все-таки состоялась, что наука жива и люди здесь ей занимаются. Второе большое впечатление - о городе: внешне чистый, аккуратный, и люди удивительные. А на школе нас больше всего заинтересовала лекция М. В. Фронтасьевой, мы тоже занимаемся исследованием загрязнений окружающей среды, но в качестве инструмента используем не нейтроны, а биоиндикаторы.
Петер Увачик (Словацкий технический университет, Братислава): Мы занимаемся физикой конденсированных сред, и некоторые лекции мне были очень полезны. Так же как и занятия на ИБР-2, потому что некоторые из проводимых здесь экспериментов для нас очень интересны. У нас хороший контакт с ОИЯИ - в прошлом году два студента нашего университета делали здесь дипломные работы, в этом тоже приедут. Мне самому здесь понравилось и хотелось бы работать.
Не сотрудничество, а интеграция
Директор Института белка РАН (Пущино) А. С. Спирин: И. М. Франк всегда интересовался проблемами структуры биологических макромолекул. Хотя экспериментальные работы мы проводим, в основном, в Гренобле, но с Дубной у нас очень давние связи, гораздо более древние, чем начало работ по нейтронному рассеянию биологических макромолекул. Я сам чуть не оказался в Дубне - в начале 60-х Д. И. Блохинцев предложил мне организовать здесь лабораторию по изучению структуры биологических макромолекул. И мы обсудили все, вплоть до строительства нового здания. Но тогда менялась финансовая ситуация, было туго с валютой, мы не договорились и я ушел в АН. А с 1965 года я был организатором дубненских школ по молекулярной биологии, из них и родилась идея института белка. Здесь сложился весь его коллектив, и в 1967 возник институт, который я до сих пор возглавляю.
Директор Института кристаллографии (Москва) М. В. Ковальчук: Институт кристаллографии является одним из основных , наряду с ИФТТ, институтов, специализирующихся в области изучения конденсированного состояния вещества, в частности, кристаллографии. Дифракционная кристаллография - основной сегодня метод, позволяющий всесторонне изучать конденсированное состояние вещества. Он основан на использовании рентгеновского, синхротронного и нейтронного излучений, которые взаимно дополняют друг друга. Наши контакты очевидны и объективны - поскольку мы владеем методикой рентгеновской кристаллографии, то мы, я думаю, необходимы нейтронному сообществу, а оно - нам. У нас есть глубокие корни и основания для развития сотрудничества между нашими институтами - оно существовало фактически всегда, независимо от времени, событий, невзгод. А сегодня, я думаю, у нас хорошие возможности развить его. Это связано с тем, что нейтронная физика, нейтронная оптика очень продвинулись и требуют новых кристаллов для исследований. Нам нужны новые методы. С другой стороны, сегодня появилось новое ключевое дело, связанное с использованием синхротронного излучения, и Дубна шаг за шагом переориентируется на использование его вместе с нейтронами. Речь идет о строительстве, в перспективе, нового поколения источников, создании здесь небольшого синхротрона. Наш институт является головным по одному из направлений федеральной программы по использованию синхротронного излучения, мы строим основные станции в Курчатовском синхротронном центре и в центре СИ, который будет запущен в Зеленограде. Поэтому можно сказать, что это не просто сотрудничество, а некая интеграция наших институтов.
Директор РНЦ "Курчатовский институт" А. Ю. Румянцев: Раньше на этих нейтронных школах маститые ученые учили друг друга, рассказывали только о своей работе, и это стимулировало интерференцию интеллектов, поскольку уровень профессоров и слушателей был примерно одинаков. На нынешней школе погружаешься в некую университетскую среду, и хотя мне больше нравился тот способ организации школ, но здесь устанавливается определенный контакт с молодежью. А это важно, потому что молодежи сегодня трудно сориентироваться в выборе - заниматься интересными вещами в науке или зарабатывать деньги. Наше сотрудничество с ЛНФ всегда было тесным и только расширяется. Мы всегда здесь участвовали в создании новых установок, используя всю экспериментальную базу ИБР-30 и ИБР-2. И сейчас вместе создаем новые приборы. Фактически возникла устойчивая коллаборация - наши сотрудники здесь постоянно работают. Твердотельщики стали такими же постоянными пользователями, как и физики-ядерщики из ФИАН и НИИЯФ. И в этом заслуга В. Л. Аксенова, инициировавшего очень широкую кооперацию со многими, не только нейтронными институтами.
Ольга ТАРАНТИНА