Слово – участникам конференции

А. Н. Скринский (ИЯФ им. Будкера, председатель программного комитета конференции): Основная задача таких разнонаправленных конференций (хотя эта и не самая “разношерстная”) – увидеться одновременно с большим количеством людей, с которыми встречаешься не так часто и в основном поодиночке с каждым. Из суммы докладов и обсуждений можно составить всю картину в области ускорителей высоких энергий. Поэтому основная цель – все-таки встреча. Сами доклады не содержали чего-то особенно нового, неожиданного, поскольку непрерывные контакты позволяют быть в курсе дела.

Как будет дальше развиваться ускорительная наука в нашей стране – предсказаниями в сегодняшней ситуации заниматься смысла нет. Я стараюсь сделать все, чтобы активная жизнь в этой сфере продолжалась: поддержать научно-техническую деятельность, международные контакты. В какой-то степени в каких-то институтах это получается, в каких-то – нет. Отступать от этих усилий я ни в коем случае не намерен, но есть ли какие-то гарантии общего выживания – неизвестно. Хотя и приходят к нам молодые люди, которые хотят работать, не намерены уходить в другие сферы деятельности или уезжать в другие страны.

Количество хороших студентов, способных выпускников вузов, по крайней мере, в Новосибирске не уменьшилось. Но, с другой стороны, если ненадежное финансово-экономическое состояние будет продолжаться долго – это неизвестно к чему приведет. Во всяком случае, мы у себя в Новосибирске стараемся обеспечить дополнительно к госфинансированию (которое нынче плохое и продолжает уменьшаться) максимальный приток разнообразных средств – за работу, конечно, не в качестве помощи. И, надо сказать, с заметным успехом для такого большого института, как наш (почти 3 тысячи сотрудников) – вложения в наш бюджет за счет международного сотрудничества больше, чем за счет всех видов государственного финансирования. Существенно, что эти поступления – за участие в проектах, за работу, а также то, что значительную долю этих средств мы можем направить не просто на поддержку наших людей, но на инвестирование собственных проектов, развитие наших комплексов. Если сегодняшняя напряженная ситуация с бюджетным финансированием вернулась хотя бы на уровень ноября 97-го года, мы были бы уже “на ногах”, можно было бы смотреть в будущее оптимистично. Но пока приходится на своей шкуре изучать проходящие в стране процессы.

Ф. Лебран (ЦЕРН, Швейцария): Сообщество ускорительщиков – это своеобразный клуб, только члены его расселены по разным странам и континентам. На конференциях НЕАСС мы встречаемся, чтобы обсудить полученные результаты, побеседовать о проблемах, наметить дальнейшие пути развития ускорительной техники. Новые ускорители, такие, например, как сооружаемый в ЦЕРН коллайдер LHC, можно построить только усилиями многих стран. По сути дела, LHC строит весь мир: страны Европы, США, Россия, Япония. Государственные деятели нам часто говорят, что ресурсы на научные исследования очень ограничены. На самом деле это не совсем так: объединяя усилия многих государств, мы получаем не такие уж малые средства.

Б. Виик (DESY, Германия): Я председатель международного комитета по будущим ускорителям (ICFA). Мы в ICFA сердечно благодарны ОИЯИ, проявившему готовность провести эту конференцию. От всех участников НЕАСС-98 я слышал только хорошие отзывы. Программа конференции была прекрасной, а дух дружбы, царивший здесь, – просто фантастическим.

С ОИЯИ мы сотрудничаем уже давно и по многим направлениям. Несколько лет назад мы заключили соглашение, в соответствии с которым специалисты из Дубны работают в DESY по программе будущего коллайдера TESLA и в области синхротронного излучения. Плодотворно наше сотрудничество с группами профессора Юркова и профессора Иванова. Люди, которые работают с нами, имеют большие знания и способны воплотить эти знания в современные установки. Работа специалистов из России показывает, что решающим в успехе может быть не материальный, а духовный, интеллектуальный вклад. Несмотря на переживаемые сегодня в ОИЯИ финансовые трудности, я оптимистично оцениваю будущее нашего сотрудничества. Я оптимист и верю, что все подписанные на сегодняшний день соглашения будут полностью выполнены. Дубна стала для нас очень важным партнером и, как мне кажется, останется им и в будущем.

Ю. И. Тур (ХФТИ, Украина): Как и для многих коллег из стран бывшего СССР, для меня стало большой удачей проведение такой крупной конференции в России, в Дубне. При тех финансовых трудностях, которые мы все сейчас испытываем, поездка на конференцию в одну из западных стран была бы для многих из нас просто невозможна. Благодарен оргкомитету НЕАСС-98 за удачно выстроенную научную программу и за теплое отношение к участникам – все-таки гостеприимство, доброта славянская сохраняются в любых условиях неизменными.

Среди ускорительщиков тоже есть свои “теоретики” - те, кто проектирует и строит ускорители будущего, и “практики” - те, кто больше вовлечен в использование уже имеющихся машин. Я отношусь ко вторым. И мне в сложившихся условиях представляются важными два момента. Во-первых, не взирая на существующее формальное разделение, нам, бывшим советским ускорительщикам, необходимо более тесное объединение для работы над общими задачами. И, во-вторых, чтобы не потерять тот огромный научно-технический ускорительный потенциал, который мы получили в наследство от СССР, надо сейчас уделить особое внимание продвижению в жизнь различных ускорительных технологий. Машины, которые у нас есть, квалифицированные ускорительщики – все это должно найти применение во многих областях.

П. Хедбавны (“Вакуум-Прага”, Чехия): Сейчас качество наших приборов, насосов, вакуумных камер сравнимо с продукцией западных фирм. Свидетельство этому – наше участие (самостоятельное или вместе с Карловым университетом) в проектах научных центров Германии, Франции, Австрии, США. С Дубной у нас традиционные связи, и мы стараемся их продолжать: существуют договоры о научном сотрудничестве с разными лабораториями вашего Института, мы стараемся помочь в решении научно-технических задач, касающихся вакуума. Поскольку Чехия – страна-участница ОИЯИ, мы очень много контактируем с полномочными представителями, поддерживаем молодых научных работников. “Вакуум-Прага” учредила грант для научных работников, ведущих исследования в области вакуумной физики.

Мы посчитали для себя важным участвовать в промышленной выставке, сопровождающей работу конференции НЕАСС-98. Здесь присутствуют ученые из лабораторий всего мира – и это может оказаться для нас полезным в плане новых контактов, в получении новой информации.

Н. С. Диканский (ИЯФ им. Будкера, Россия): Меня трудно чем-либо удивить в ускорительной области – я работаю на ускорителях с 62-го года. За последние 20 лет в области методов ускорения новых идей не появилось – идет скорее продвижение в технологиях: то, что казалось фантастическим еще несколько лет назад, становится вполне осуществимым. Действительно существенное продвижение произошло в области линейных коллайдеров. Проявились проекты с ион-электронными, ион-ионными пучками. Мы тоже приложили к этому руку. Хотя это и далекая перспектива, но очень интересная.

Американцы раскаялись, что закрыли свой проект SSC. Теперь готовы увеличить вложения в фундаментальную науку и, вероятно, начнут проект электронного коллайдера. Десять человек из моих бывших сотрудников работают сейчас в Фермилабе, наверное, им и предстоит начинать этот проект...

Думаю, что через некоторое время встанет вопрос соревнования линейного коллайдера и большого адронного коллайдера.

В. П. Пархомчук (ИЯФ им. Будкера, Россия): Мне очень понравились доклады представителей ЦЕРН о работе с ионными пучками. Эта проблема стоит всегда: как расщеплять, соединять, разъединять пучки. В ЦЕРН этого достигают за счет того, что у них очень развита высокочастотная техника: управления фазой, напряжением, разными гармониками. У них, как следует из доклада, эта техника настолько развилась, что я даже позавидовал – у нас бы этим воспользоваться. И измерительная техника в ЦЕРН продвинулась, и техника обработки сигналов… Технология – это та почва, на которой “растут” все ускорители, это все будущее.

Проекты, которые здесь были доложены, уходят в следующее тысячелетие, но почва для них – технологические достижения, которые демонстрирует в том числе и Дубна. Доклады по сверхпроводящему нуклотрону мне показались очень перспективными: предложение это очень эффективно и достаточно дешево по сравнению с другими проектами. Понравилось, что до сих пор иногда находят возможность включать синхрофазотрон в Дубне. В этом смысле общее впечатление от конференции оставляет почву для оптимизма: есть и светлые моменты в сегодняшней жизни, есть надежда, что все-таки что-то еще сохраняется и сохранится в нашей науке. А не понравилось то, что в ОИЯИ “похоронили” проект К4-К10 – даже доклада никакого не было. Мое впечатление – это шаг назад. Конечно, в основе такого решения – финансовые трудности, неуверенность в будущем. Но установки с электронным охлаждением признаны перспективными во всех центрах. Вот и китайцы в середине августа приняли решение финансировать строительство двух колец с электронным охлаждением, почти таких же, как в проекте К4-К10. Я думаю, нельзя было тут, в Дубне опускать руки, а все-таки пытаться найти источники финансирования.