Школы разные нужны
Наша система школьного образования при всех ее непрерывных реформах последних лет остается, пожалуй, лучшей в мире. Лучшей в плане передачи основ знаний и навыков. Но эта система образования не требует изучать окружающий мир, а лишь вовремя и полностью усваивать очередную порцию “материала”. Подготовить будущих исследователей и естествоиспытателей таким способом нельзя, вернее можно, если как раз не руководствоваться им. Своим, нетипичным для сегодняшней школы, но имеющим глубокие традиции, подходом пытаются вовлечь детей в научно-исследовательскую среду в Межрегиональной компьютерной школе имени В. Волокитина.
Маленький юбилей
Десятая Межрегиональная компьютерная школа (МКШ) закончила свою работу 31 июля в Дубне. Именно в нашем городе состоялась в 1989 году первая МКШ, организованная энтузиастами нетрадиционных способов обучения школьников из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша АН СССР и поддержанная дубненскими педагогами-единомышленниками. За эти годы Дубна еще дважды принимала МКШ – в 1990 и 1997 годах, передавая или принимая эстафету от подмосковных Пущино и Протвино. За эти годы больших перемен изменилась и Школа – сохранив свою аббревиатуру из международной (в первой МКШ участвовали делегации старшеклассников из Болгарии, Венгрии, ГДР, ЧССР, разных республик СССР) он превратилась в Межрегиональную, собирая сегодня школьников из не самых отдаленных уголков России. Изменились компьютеры, используемые на Школе детьми, изменились и сами дети. Остались неизменными главные задачи, которые из года в год решают организаторы МКШ – поиск и поддержка детей, склонных к исследовательской деятельности, создание фрагментов нового содержания школьного образования, ориентированного на овладение познавательными видами деятельности, привлечение творчески мыслящих педагогов в систему регионального образования.
МКШ: вид изнутри
Школа работает круглый год. С сентября по май регулярная учебная программа ведется в методическом центре Школы – компьютерной школе при ИПМ в Москве и ее филиалах в Пущино, Воскресенске, Дубне, Нижнем Новгороде. Во всех городах одновременно запускается одинаковая программа из нескольких проектов, предлагаемых детям на выбор. Она поддерживается организационно и методически из Москвы и единомышленниками в филиалах. Очные встречи проходят в одном из филиалов в маленькие школьные каникулы. На них оценивается проделанная по проектам текущая работа, и участники проектов получают определенный импульс для дальнейшей работы. Именно на них формируется состав участников летней Школы – итогового мероприятия программы, на котором в течение трех недель дети слушают лекции, работают по своим проектам и защищают их в конце Школы.
Рассказывает один из организаторов МКШ, ее “неиссякаемый источник энергии” и постоянный участник, сотрудник ИПМ П. Д. ШИРКОВ:
В конце 80-х годов группа сотрудников ИПМ и института математического моделирования, недовольных существующей системой школьного образования и имеющих идеи по ее реформированию, объединились в неформальный коллектив. Имея определенные амбиции, мы пытались их реализовать в различных формах довузовского образования детей разных возрастов. Так возникла МКШ – сначала в Москве, потом и в тех городах Подмосковья, где жили наши коллеги или друзья-единомышленники. Мы исходили из того, что ребенок может освоить какой-то инструмент, то есть методы в физике, математике, химии, если у него для этого есть достаточно сильная мотивация. Она возникает при постановке конкретной задачи и на этом основана наша методика преподавания: ребенок должен сам предложить решение поставленной проблемы, найденное в творческой, исследовательской работе, в обстановке раскрепощенного общения. Сейчас акценты сместились с реформы школьного образования в сторону сохранения научной среды. Это наш способ борьбы за выживание науки в стране. Причем, если десять лет назад наши идеи вызывали абсолютное неприятие у школьных педагогов, то в последние годы возник контакт, и сегодня профессиональные учителя составляют треть педагогического состава наших Школ. А вообще преподавателей для летней МКШ мы отбираем в течение года, ассистенты для руководителей проектов из студентов, аспирантов выдерживают конкурс. Если вначале мы доверяли студентам руководить проектами, то сейчас от этого отказались – заметно снизился их уровень подготовки. Исследовательские проекты для детей также проходят отбор и защиту, и многие из них существуют все десять лет – оказываются интересны новым и новым поколениям участников МКШ.
Дети в МКШ – самые обычные, из обыкновенных школ. Мы не проводим специальный отбор, не важно, какие оценки у ребенка в школе, главное – его готовность исследовать окружающий мир. Стараемся поддерживать ротацию, чтобы вовлечь большее количество участников. Замечаем своих будущих помощников и коллег – таких, конечно, не много, они становятся ассистентами проектов. Год от года понижается нижняя возрастная граница участников наших школ.
Те же плюс “Химера”
С 1988 года химический и математический факультеты МГУ организуют совместные летние лагеря школьников “Химера”, аналогичные МКШ. Однажды, случайно познакомившись с П. Д. Ширковым, организаторы “Химеры” решили, что логичнее было бы объединиться, что и сделали в 1992 году. Рассказывает научный сотрудник химфака МГУ В. И. ПУПЫШЕВ:
Изначально наши летние школы организовывались для детей, интересующихся химией. Но у детей сотрудников, преподавателей школы были свои, иногда далекие от химии интересы. И мы стали придумывать проекты, не связанные с химией. Уже в рамках МКШ возник химико-математический проект для малышей “Мера Хи”, в котором они знакомятся с линейными мерами и мерами объема и одновременно – с химическими соединениями, измеряя и строя шкалу кислотности разных соков и газировок. Не один год продолжался проект “Краски” – в нем дети получают натуральные краски из цветов, корней, глины пользуясь методами химии. (Результаты работы участников этого проекта – замечательные рисунки, выделяющиеся цветовой гаммой, я увидела позже – О. Т.).
Теоретическая и практическая нагрузка варьируются в зависимости от возраста, а гибкость всей программы позволяет компенсировать школьные пробелы. У нас на химфаке я вижу довольно большой процент ребят, которые действительно интересуются наукой, а не пришли пересидеть армию. Чтобы их становилось больше, чтобы не распалась научная среда надо сегодня заниматься вот с этими школьниками. И не страшно, если они потом уедут работать в США. Улучшатся условия в России – многие вернутся, я уверен, да еще и с опытом работы.
Оказалось, интересно!
О. Ф. БОРИСОВА (делегация г. Снежинска, Челябинская область):
Я и моя коллега Н. Н. Смирнова работаем в “Школе свободного развития личности” на основе педагогического развития технологии Марии Монтессори. Сюда, в Дубну, мы, во-первых, привезли 9 детей, хотя желающих было больше, а, во-вторых, хотели поработать в проектах, посмотреть, как эта система образования ложится на стандартную, с идеей открыть филиал МКШ в Снежинске. В нашей школе такие же методы общения с детьми – доверительные, по принципу обмена знаниями между взрослыми и детьми.
Здесь я работаю в проекте “Экология”, в котором участвуют 22 школьника из Королева, Дубны, Снежинска. Как оказалось, из участников проекта в школе успели начать изучать химию только двое, остальные, 6-7-й класс, еще нет. Мы вначале даже растерялись – как с ними разговаривать. Но дети удивительно мощно впитали весь объем знаний – почти годовой курс за 2 недели. Этому здесь способствует вся атмосфера, и важно, что дети сами планируют и анализируют свою работу, имеют возможность работать руками. И знания мы готовыми им не вкладываем – нужно и с литературой поработать, и с реактивами. Конечно, кому-то было сложновато, им дали более легкую задачу в проекте. Но интересно было всем.
Лично я получила здесь очередное подтверждение тому, что в традиционной школе – застой. А давнишний лозунг “Повернитесь лицом к детям!” только призывом и остается, и будет им до тех пор, пока учитель диктует у доски. Но существуют другие пути, это подтверждает успешная работа МКШ, и надо выбирать их.
В проекте “Экология” исследовалась ситуация возможного заражения Московского моря отравляющими химическими веществами с затонувшей баржи. Задача – экологический мониторинг в окрестностях Дубны, защита прав потенциально пострадавших. В процессе проведения проекта его участники изучают взаимосвязь между правом, экологией, химией, физикой. А теперь слово участникам проекта “Экология”.
Антон НАЗИН (перешел в 7 класс, г. Королев):
В школе мне ничего особенно не нравилось, химию еще не изучали. А здесь было очень интересно: мы определяли концентрацию сульфатов в Волге – оказалось все в порядке. Мне понравилось работать в проекте, понравилась химия и хочется на следующий год опять сюда приехать. Глеб САГАЙДАК (перешел в 8 класс, г. Дубна): Я уже второй раз на этой школе – оказалось интересно, получаешь большой объем знаний, а летом вообще нагрузка на мозги мала. И в обычной школе борешься за оценки, а здесь это не нужно делать. В прошлом году я работал в проекте “История+++”, в этом заинтересовался экологией. Не ожидал, что это разносторонний проект – не только химия, но и биология, физика, право. А на компьютере мы занимались моделированием распространения молекул вещества в среде. Миша КРУГЛЯКОВ (перешел в 8 класс, г. Москва):
В нашем проекте я могу заниматься тем, что люблю – физикой, и тем, чего еще не знал – химией. Но мы очень много узнали – теперь в школе будет легче. А интересной была не только химическая часть, например, я сам забирал пробы воды из Дубны – с середины, вплавь, с пластиковой бутылкой в одной руке, это было не очень-то легко. Ходил на семинар по турбо паскалю – в школе мы не изучаем программирование, но дома у меня есть компьютер. А наш проект “Экология” хотелось бы продолжать, и его можно не только продолжать, но и развивать – анализировать пробы почвы и воздуха.
МКШ: вид снаружи
А внешне МКШ выглядит как обычный летний лагерь: четырехразовое питание, занятия спортом, культурная программа, экскурсии, лагерные праздники, вечера делегаций. И распорядок дня – стандартный: подъем в 7.30, отбой – в 23.00, только включает он в себя такие непривычные для летнего лагеря мероприятия, как лекции, компьютерный практикум, работа в проекте, спецкурс, консультации и самостоятельная работа – всего семь учебных часов для школьников старшей группы и пять – для младшей. Как заметил Петр Дмитриевич, родители просто не верят, что летом ребенок может заниматься по 7 часов в день. В этом смысле лагерей, подобных МКШ, нет.
А какие увлекательные спецкурсы и проекты, как выбрать между “Функцией и как с ней бороться” и “Стихосложением”, “Сотворением мира” и “Кривыми на плоскости”? Непривычны, несочетаемы для нашей средней школы сочетания в “Истории+Астрономии” (Кеплер или Ньютон: кто круче? Решение задачи Кеплера с помощью законов Ньютона), “Истории+Лингвистике”, “Истории+Статистике” (Кто написал “Тихий Дон”? Мог ли протопоп Аввакум быть автором Библии? – новые методы анализа исторической информации, основанные на закономерностях ее эволюции в древних текстах. Курс лекций по новой хронологии, предложенной академиком А. Т. Фоменко и идущей вразрез с традиционной.)
Со всеми 11 проектами можно было познакомиться на их защите в последний день работы лагеря. Кроме конкретных творческо-исследовательских результатов защита продемонстрировала еще один, общий результат – непринужденные выступления, открытое, свободное общение выступающих и аудитории, полный контакт между взрослыми и детьми. Мне кажется, в этом контакте и взаимопонимании, в отсутствии обычной для традиционной школы непреодолимой пропасти между учителем и учеником, в атмосфере всеобщей поглощенности любимым делом – сам дух МКШ. Он чувствуется везде и во всем: будь это запуск воздушно-водяной ракеты (бывшая пластиковая бутылка), сочинение своих или анализ чужих стихов, или неожиданная ситуация на защите проектов, когда на помощь еще невыросшим четырех-шестиклашкам, оказавшимся не в состоянии продемонстрировать громадную схему-дерево проекта, моментально пришли П. Д. Ширков и В. И. Пупышев, не просто развернувшие над сценой склеенное бумажное полотно, но и проявившие интерес и требовавшие объяснений по каждому элементу схемы.
На больной для организаторов любого мероприятия сегодня вопрос о финансировании Петр Дмитриевич отреагировал так: “Это самый неинтересный вопрос”. Они с трудом, но добывают деньги, находят меценатов, хотя ни толстосумов, ни правительство проблемы образования и научной среды не волнуют. Московских детей немного поддерживает правительство Москвы в рамках проведения кампании летнего отдыха. Оплатить пребывание на Школе преподавателей, которых требуется больше норматива, помогла соросовская программа поддержки образования в области точных наук. Родителям приходится покупать путевки в МКШ, в этом году для дубненцев они стоили от 550 до 900 рублей, но это заведомо дешевле отдыха в МКШ на выезде. И директор школы лицея № 8, второй год принимавшей МКШ, Т. Н. Прейзендорф довольна своими беспокойными гостями: раз Школа здесь, значит много дубненских ребят смогут стать ее участниками. По крайней мере, на школу в Пущино в 1996 году из Дубны смогли попасть пять человек, а на этой из почти 200 участников – 81 дубненский школьник.
P.S. Как я узнала на защите проектов, вода из Московского моря, Волги, Дубны по сульфатам и хлоридам не превышает нормативы, а по фосфатам и нитратам обнаружено превышение. Так что, сделали вывод участники проекта “Экология”, купаться можно, но пить нельзя!
Ольга ТАРАНТИНА