Ученики, учителя, ученые
Первого сентября, когда начнется учебный год, одна школа в Дубне завершит свою работу. Это международная летняя студенческая школа по физике высоких энергий. Она собрала около 60 студентов и аспирантов из европейских университетов, а также из Армении, Белоруссии и России. А первый день работы школы был не совсем обычным.
Открыл школу председатель ее оргкомитета, вице-директор ОИЯИ А. Н. Сисакян, познакомивший участников с историей создания Института, со всеми направлениями исследований и установками, на которых они ведутся. Собравшиеся узнали о деятельности УНЦ, планах развития образовательной программы ОИЯИ, а также о проектах новых установок и реформировании самого Института. И, конечно, хотя мемориальная сессия открывалась во второй половине дня, в выступлении А. Н. Сисакяна не могли не прозвучать теплые слова о Бруно Максимовиче Понтекорво.
На той же теплой ноте началось выступление вице-председателя оргкомитета школы директора УНЦ С. П. Ивановой, более полно представившей гостям Учебно-научный центр ОИЯИ. В “прямом эфире” была продемонстрирована ее создателем, аспирантом УНЦ Александром Прохоровым web-страница, посвященная Б. Понтекорво. Изящно оформленная, она собрала множество материалов и интересных фотографий о Бруно Максимовиче.
Мемориальная сессия началась выступлением профессора С. М. Биленького, попытавшегося в сжатой форме, но живо и доступно изложить историю жизни и научной деятельности Б. Понтекорво. Как узнали собравшиеся, физикой Бруно решил заняться потому, что не нравилось черчение и поэтому перешел из Пизанского университета в Римский. А там, работая одновременно с учебой в группе Э. Ферми, стал физиком-экспериментатором: Ферми объяснил, что надо быть очень талантливым, чтобы стать теоретиком, а если способности умеренные – иди в экспериментаторы. И дальше, шаг за шагом – исследовательская работа, общение с Ферми, Жолио-Кюри, переезды из страны в страну, пионерские исследования в разных областях физики. Об общении с Бруно Максимовичем в Дубне С. М. Биленький мог бы рассказать очень много, но, увы, - регламент!
А дальше слушатели оказались во власти итальянского темперамента до конца сессии. Председатель физического общества Италии профессор Р. А. Риччи рассказал о взаимоотношениях Б. Понтекорво и итальянских физиков. Дань памяти со стороны итальянского физического общества – новый сборник на английском языке работ Бруно Максимовича, созданный при участии коллег из ОИЯИ. Памяти трех великих итальянских физиков Б. Росси, Б. Понтекорво и Дж. Оккиалини была посвящена конференция во Флоренции в 1995 году. Они не только оставили заметный след в фундаментальных исследованиях, но и жили в важные для судеб человечества годы. Поэтому, отметил профессор Риччи, они влияли на развитие современной физики шире, чем просто в кругу своих студентов. И хотя более тесная человеческая связь Бруно Максимовича с физиками Италии установилась после 1978 года, он всегда был в курсе их последних исследований. А сам профессор Риччи неоднократно и с большим удовольствием общался с Б. Понтекорво и в Дубне. На конференции, посвященной науке и этике в третьем тысячелетии, состоявшейся в 1992 году, Б. Понтекорво блестяще выступил с докладом об этическом аспекте преподавания физики Э. Ферми.
Как пример юмора, присущего Бруно Максимовичу, Р. А. Риччи привел телеграмму, присланную ему на 60-летие от Понтекорво: “Есть глупцы, которые думают, что 60 лет – это немало. Послушай меня, я эксперт в этом вопросе. Это только начало прекрасной жизни!”
О различных исследовательских работах, участии Б. Понтекорво в создании и запуске большого исследовательского реактора в Чок-Ривере (Канада) рассказали профессора Д. Фидекаро и Ф. Буччелла. А закончилась работа сессии открытием мемориальной фотовыставки, на которой с минилекцией выступил профессор В. П. Джелепов. Он отметил, что Бруно Максимович всегда старался помочь молодым, начинающим ученым и при высокой требовательности критика его всегда была доброжелательна, он лично дарил молодым свои идеи. “Его стремление отдавать себя науке – пример молодым, - подчеркнул В. П. Джелепов, - и я желаю им взлететь так же высоко, как Бруно Понтекорво”.
Ольга ТАРАНТИНА