Говори! – Тебя услышат
Три недели, с 27 июня, на одном из островов Московского моря отдыхали и учились 90 слушателей Международной школы юных исследователей “Диалог” (руководитель - директор лицея “Дубна” Ю. П. Курлапов). Многолетний опыт организации школ убедительно подтвердил уже известное: отдых может и должен быть активным, а учеба - радостной. Именно в таких условиях максимально проявляется личность ребенка и подростка, развиваются таланты, творческие интересы, формируются навыки человеческого общежития.
ХХ сессия “Диалога” включила в себя 10 проектов, охватывающих такие области науки, как физика, прикладная математика, медицина, лингвистика и другие. В результате проделанной проектантами работы собрана разнообразная статистика, созданы компьютерные программы.
Юные исследователи из “Клуба любителей физики на кухне” (автор идеи - И. А. Ломаченков, ЛНФ ОИЯИ) создали проект “Физика всмятку” (руководитель - Н. Молоканова) по изучению куриного яйца в разных ситуациях: проверка на прочность скорлупы, как отличить вареное от сырого, поведение яйца в струе воды. Все наблюдения ребята записывали и затем представили обобщающий доклад.
Один из самых серьезных проектов, вокруг которого объединились десять юных исследователей, - “Планирование лучевой терапии” (руководитель - С. Швидкий, ЛЯП ОИЯИ). Это симбиоз медицины, физики, программирования. Цель этого проекта - написание программы, которая моделирует определенный процесс (на разных этапах) при облучении пациента.
Активно работал “Пресс-центр” школы (руководитель - О. Баклаева). ребята, входящие в проект, выпустили 23 стенные газеты, из них четыре с фоторепортажами.
Конечно, были вечера отдыха, дискотеки, костры с песнями под гитару, самодеятельные концерты.
О задачах и целях МШЮИ “Диалог” рассказывает ее директор Юрий Петрович Курлапов:
Эта сессия была юбилейной, двадцатой по счету, хотя сама школа юных исследователей существует с 1991 года. Летняя сессия имела несколько задач. Во-первых, - поиск нетрадиционных форм обучения, которые могли бы увлечь ребят и создать мотивацию для дальнейшей учебы в лицее. Во-вторых, - решение учебно-исследовательских задач. В-третьих, - определенные педагогические цели: поскольку “Диалог” является продолжением той работы, которая проводится в лицее, 15 ребят только-только поступивших в него были приглашены для участия в летней сессии, чтобы за эти 3 недели усвоить лицейский дух и наши традиции. Мы надеемся, что эти ребята, прошедшие школу “Диалога”, станут ядром своих лицейских классов. “Новобранцы”, как мы их называем, замечательно себя проявили. В работе школы принимали участие дети из городов Подмосковья: Реутова, Долгопрудного, Талдома, Электростали, Фрязино. Мы последовательно проводим политику привлечения к участию в “Диалоге” детей из наукоградов и договорились с городскими отделами образования Долгорудного, Реутова, Фрязино, Электростали о дальнейших контактах. И, хотя, в силу экономических трудностей, в этот раз школа не была в прямом смысле международной, в ней учились дети 7 национальностей.
Следующий важный момент: была продолжена программа “Выживем вместе”. Уже более 5 лет в работе “Диалога” принимают участие подростки с особенностью физического развития, подопечные школы “Возможность”. В этот раз их было 6 человек, несмотря на трудности со здоровьем, они активно включились во все дела школы юных исследователей, участвовали в общей работе. Эта программа будет продолжена и в будущем году. И что тоже важно: лучшие ученики школы “Возможность” поступают в лицей “Дубна” без экзаменов, и это себя оправдывает - такие ребята несут в себе мощный жизнеутверждающий заряд: они много страдали и воспринимают жизнь иначе, чем здоровые дети, исподволь учат своих сверстников оптимизму и стойкости.
В этом году участниками проекта “Паук Архивариус” (руководители - Е. Сеннер и С. Чайников) было создано 50 WEB-страничек о школе “Диалог”, и новая электронная версия истории Школы. Также впервые в этом году в “Диалоге” большую часть преподавателей составляли педагоги лицея “Дубна”, что, безусловно, обеспечит преемственность идей, методов, форм работы. Очень важно, что за 8 лет своего существования школа “Диалог” из неформального объединения детей и педагогов-энтузиастов превратилась в настоящую исследовательскую организацию, успешно совмещающую напряженную умственную и духовную работу с активным отдыхом. Среди педагогов я хочу отметить большой вклад И. А .Ломаченкова, В. Андреева, С. Швидкого. Одна из задач “Диалога” – закрепление и обогащение традиций, решается благодаря работе в качестве педагогов студентов высших учебных заведений, прошедших ранее все ступени “Диалога”. В нынешнем году в качестве руководителей проектов и ассистентов выступили студенты Евгения Ткаченко, Максим Рыкунов, Стас Тихомиров (университет “Дубна”), Анна Юрьева (МГУ), Александр Мартынцов (Московская медицинская академия).
Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо за помощь в организации и финансировании Школы зам. мэра Ю. Н. Комендантову и В. П. Кашатовой. Особая наша благодарность вице-директору ОИЯИ А. Н. Сисакяну и директору УНЦ ОИЯИ С. П. Ивановой. На протяжении всех лет существования “Диалога” они оказывают организационную и техническую поддержку Школе. Хочется также поблагодарить Объединение молодых ученых и специалистов (ОМУС) ОИЯИ за активное участие в подготовке и проведении закончившейся сессии. Я уверен, что эта совместная работа лицея “Дубна” и ОМУС будет продолжена с обоюдной пользой.
Представление о “Диалоге” невозможно составить без мнения детей. Наш корреспондент встретилась с девочками из проекта “Пляж” (“Практическая лингвистика и язык жестов”, руководитель – Е. Ткаченко).
Маша Ефимова (Дубна): Было очень интересно, я нашла новых друзей. Запомнились костры, дискотеки, праздники, особенно День влюбленных, спортивное ориентирование, Моховой форт, День Васи Купалы. Было очень весело! Основной вывод, который я сделала: все люди хорошие, просто их надо уметь понимать.
Кристина Кучина (Талдом): Я поступила в лицей “Дубна”, буду там учиться с 1 сентября, жить в общежитии, поэтому, когда мне предложили поехать на Школу юных исследователей, чтобы лучше познакомиться с ребятами из Дубны, я согласилась, но подумала: “Три недели – так много! Что я там буду делать?” А теперь с удовольствием бы туда вернулась: эти недели пролетели незаметно.
Лена Чистова (Талдом): Отдыхом я очень довольна, хотя каждый день и каждый час у нас были чем-то заполнены: мы слушали лекции, проводили практические занятия, участвовали в общих мероприятиях. Я впервые была в таких условиях, все были очень дружны – никто не ссорился, никто никого не стремился “поддеть”, наоборот, все помогали друг другу. Педагоги не кричали, нам никто не приказывал, никого не наказывали. Мы все были один коллектив, одна семья.
Женя Бардина (Талдом): В Талдоме я училась во второй школе, окончила 9-й класс с отличием. О лицее “Дубна” узнала от знакомой девочки, она проучилась там год, и ей очень понравилось. Я съездила на День открытых дверей и решила поступать в 10-й гуманитарный класс лицея. Хочу стать психологом. В Школе юных исследователей я узнала много полезного для моей будущей профессии. Мне кажется, что мы все стали более раскованными, научились лучше понимать себя, правильнее оценивать разные жизненные ситуации.
Ольга Куренкова (Дубна): Очень многое почерпнули мы из лекций-бесед Юрия Петровича Курлапова. Он разговаривал с нами о жизни, все время предлагал интересные проблемы, над которыми хотелось подумать. Для чего мы живем, как надо людям относиться друг к другу, о добре и зле – все эти представления он раскрывал на жизненных примерах, конкретных ситуациях. Многие из нас, может быть, впервые задумались над такими вопросам. И еще хочу сказать: у нас была возможность проявить свои способности, некоторые ребята даже не подозревали, что они у них есть. Я, например, неожиданно для себя неплохо оформила стенную газету.
Мы говорили долго. Девочки, перебивая друг друга взахлеб делились воспоминаниями, а я, глядя на них, почему-то вспомнила известное изречение: “Мало родиться – важнее быть услышанным”. Мне кажется, в самом названии школы “Диалог” заключен код: “Говори! – Тебя услышат”.
Надежда КАВАЛЕРОВА