ОИЯИ на пороге XXI века: предложения дирекции ОИЯИ по реформированию Института.

Доклад В.Д. Кадышевского (печатается с небольшими сокращениями).

Введение

Научная политика, проводимая дирекцией в 1992-1997 годах, опиралась на решения КПП, рекомендации Ученых советов и находилась в русле мировых научных тенденций. Эти годы были наполнены борьбой за выживание и сохранение Института как единого научного центра на фоне радикальных политических изменений и серьезных экономических трудностей в ряде стран-участниц. Эта борьба зачастую велась в условиях, близких к экстремальным. Дирекцией ОИЯИ принимались неординарные меры с целью наполнения бюджета и получения взносов стран-участниц своевременно и в полном объеме. К сожалению, в течение указанного периода реальный бюджет ОИЯИ каждый год оказывался значительно меньше запланированной величины. И тем не менее, благодаря нашим общим усилиям, Институт выжил и по-прежнему продолжает вносить весомый вклад в мировую науку в области физики элементарных частиц, атомного ядра и физики конденсированных сред. Этот факт признан мировым научным сообществом и отмечен в документах сессии Комитета Полномочных Представителей от 20-21 марта 1997 года, заслушавшей отчет дирекции о работе в период 1992-97 годов.

За эти пять лет мы приобрели и накопили немалый опыт сотрудничества с правительственными структурами России - страны местонахождения Института. В правительстве России нам удалось добиться понимания того, что ОИЯИ должен быть сохранен как международный центр и что его потеря была бы невосполнимой утратой для российской и мировой науки.

За последние пять лет численность сотрудников в бюджетных подразделениях ОИЯИ уменьшилась на 19 процентов (свыше 800 человек). Расширился парк научно-хозрасчетных подразделений ОИЯИ, среди которых наиболее успешно функционируют: НЦПЯФ (С. Н. Дмитриев), НПЦ "Аспект" (Ю. К. Недачин), НЦеПИ (В. Н. Самойлов), МИТЦ (С. А. Бабаев). Дирекцией ОИЯИ создавались благоприятные условия, чтобы они встали на ноги. Справедливо полагать, что настало время ожидать от них отдачу. При этом необходимо установить с этими подразделениями современные экономические отношения.

  • Необходимость реформирования ОИЯИ
  • Нам представляется, что следующие пять лет, в течение которых предстоит работать дирекции нынешнего состава, будут протекать в еще более суровых экономических и финансовых условиях. Поэтому, как никогда ранее, необходима концентрация средств и ресурсов на главных направлениях деятельности Института. Мы считаем, что будет и своевременно, и целесообразно провести в разумных пределах централизацию управления Институтом, отказавшись от практики, сложившейся десятилетиями, в результате которой в лабораториях сосредоточилось избыточное количество управленческих и хозяйственных функций.

    Дирекция отдает себе отчет в том, что проведение любых реформ требует финансовых затрат и не сразу даст ожидаемую отдачу. Понятно также, что реформирование Института в условиях экономического и финансового кризиса - вещь рискованная. Однако его необходимо предпринять, чтобы обеспечить стабильное существование ОИЯИ, по меньше мере, в течение нескольких последующих десятилетий. Функционирование нашего Института должно стать более рациональным. Для этого мы должны принять во внимание просчеты, допущенные нами в прошлом, и позитивный опыт организации работы других ядерно-физических научных центров.

    Разросшаяся инфраструктура - гиря на шее ОИЯИ

    Первые несколько десятилетий ОИЯИ развивался преимущественно экстенсивно. Практически каждая лаборатория (ЛТФ - в последнюю очередь) стремилась развить свое собственное хозяйство, включающее мастерские, КБ, склады, снабжение, бухгалтеров, плановиков и прочее. В результате возникла неоправданно громоздкая лабораторная инфраструктура с многочисленным персоналом и множеством функций, дублирующих службы управления Института, которые сами по себе непомерно расширились. Сегодня, когда реальное финансирование Института сократилось в несколько раз по сравнению с 1991 годом, разросшаяся, во многом устаревшая лабораторная и общеинститутская инфраструктура - гиря на шее ОИЯИ.

    В 1996 году на управление и хозяйственную деятельность по ОИЯИ в целом израсходовано 42,72 процента бюджета. Эти расходы сравнимы с затратами на науку (51,11 процента) и намного превышают израсходованные средства на базовые установки (4, 29 процента). Примерно такое же распределение затрат имело место и в 1997 году.

    Проанализировав распределение численности персонала по бюджетным подразделениям (по состоянию на 25.12.97 г.), можно заключить, что в ОИЯИ на 5 сотрудников в научных отделах приходится 3 сотрудника в административно-хозяйственных и управленческих структурах. При этом расходы на деятельность сотрудников в последних: на каждые 5 рублей, израсходованных на науку, приходится 4 рубля расходов в управленческо-хозяйственной сфере. Более высокая удельная доля расходов на административно-хозяйственную деятельность обусловлена прежде всего следующими факторами:

    многочисленность помещений (на 1 человека в среднем приходится 60 кв. м); расходы на их содержание в 1996 году составили 16 процентов бюджета Института, а на ремонт - 5 процентов (напомним, что расходы на обеспечение функционирования базовых установок равны 4,29 процента);

    наличием однородных по своим функциям служб в лабораториях и управлении Института, которые зачастую дублируют друг друга; зарплата в этих службах составила 5 процентов бюджета ОИЯИ в 1996 году;

    наличием многочисленных складов и складских помещений, которые требуют обслуживания и содержания, в то время как после 1992 года закупок в Институте стало неизмеримо меньше;

    отсутствием централизованного подхода к ремонту и обновлению помещений.

    Сегодня в Институте имеется около 200 станков, большая часть которых сосредоточена в лабораториях, причем в научных отделах. В лабораторных мастерских (ООЭП) работает около 300 человек (для сравнения: в Центральном опытном производстве ОИЯИ - 400 человек).

    В последние годы закупки металла Институтом снизились на несколько порядков, а станки в лабораториях продолжают работать. Спрашивается, на кого? Не секрет, что здесь много делается "налево", при этом "заказчики" зачастую не платят за аренду помещений и станков, за электроэнергию, тепло, воду и прочие коммунальные услуги. Подобные "производственные отношения" сложились с рядом хозрасчетных структур, упомянутых выше. Имеются сотни примеров, когда сотрудники Института в рабочее время выполняют заказы этих структур, продолжая получать зарплату и из кассы Института.

    Базовые установки ОИЯИ должны работать!

    Функционирование базовых установок ОИЯИ - нуклотрона, ускорителей У400-У400М и реактора ИБР-2 - является предметом заботы и повышенного внимания дирекции ОИЯИ в соответствии с рекомендациями последних сессий Ученого совета и решениями КПП.

    В сентябре 1997 года по инициативе дирекции были созданы девять комиссий по основным направлениям деятельности Института . В частности, специальные комиссии занимались анализом состояния и развития базовых установок, международного научно-технического сотрудничества, проблемами компьютинга и т.д. К настоящему времени получены первые итоги и результаты работы этих комиссий. Так, комиссия по базовым установкам предложила запланировать оптимальные расходы по их содержанию и эксплуатации в 1998 году.

    Работающие базовые установки делают Институт привлекательным как для его стран-участниц, так и для других стран, заинтересованных в ядерно-физических исследованиях. Однако в последние годы не удавалось удовлетворить заявки на часы работы базовых установок в необходимых объемах. Мнение дирекции: без принципиальных изменений в управлении этими установками решить вопрос об оптимальным режиме их работы невозможно.

    Старение персонала - острейшая проблема ОИЯИ

    Средний возраст научных сотрудников сейчас превышает 50 лет. "Годовой прирост" среднего возраста персонала ОИЯИ составляет примерно 0,7 - 0,8 года.

    Свыше 100 сотрудников ОИЯИ (28 процентов), постоянно проживающих в Дубне, к настоящему времени достигли пенсионного возраста. Процент таких сотрудников максимален в ЛВЭ - 36. В других лабораториях и подразделениях ситуацию тоже нельзя назвать благоприятной: ЛЯП - 27 процентов, ЛТФ - 30 процентов, ЛНФ - 26 процентов, ЛЯР - 26 процентов, ЛВТА - 28 процентов, ЛСВЭ - 23 процента. Отделение радиационных и радиобиологических исследований - 28 процентов, Управление - 19 процентов. Показательна динамика роста числа пенсионеров в штате Института по годам: от 15 процентов в 1991-м до 28 в 1997-м.

    Дирекция убеждена, что задача омоложения персонала должна стать одним из самых важных пунктов программы реформирования ОИЯИ.

  • Первый этап реформирования
  • Расходы Института в последние годы превышают поступления долевых взносов стран-участниц. Далеко не все страны выполняют свои обязательства в полном объеме. Нам постоянно не хватает средств и приходится жить в долг.

    В 1996-97 годах страны-участницы реализовали поставки материалов и оборудования на сумму до 5 миллионов долларов США в год, которые пошли в основном на обеспечение физических экспериментов. Остальные расходы связаны с использованием оборотных средств на сумму около 20 миллионов долларов США в год.

    Если не питать иллюзий, то можно предположить, что в 1998 году сумма оборотных средств, которые окажутся в нашем распоряжении, вряд ли превысит 20 миллионов долларов США. Предполагаемые затраты этих средств по приоритетным статьям бюджета с точностью до полумиллиона долларов следующие:

    зарплата с начислениями - 9.0

    работа базовых установок - 3.5

    МНТС - 3.0

    инфраструктура лабораторий - 3.0

    инфраструктура Института (включая компьютерную связь и компьютинг) - 3.0

    всего расходов - 21.5.

    (Дирекция рассчитывает, что в 1998 году материалы и оборудование, необходимые для проведения экспериментов, будут поставляться в счет долевых взносов, как минимум, в прежних объемах.)

    Таким образом, для того чтобы обеспечить финансирование первоприоритетных статей расходов, необходимо в 1998 году изыскать дополнительно (или сэкономить) около 1,5 млн. долларов США. Видно также, что наибольшие затраты связаны с зарплатой и инфраструктурой в целом.

    Дирекция ОИЯИ считает, что недостающие средства можно найти, проводя политику, основанную на режиме жесткой экономии и централизованном управлении работой базовых установок. Поучителен пример ЦЕРН в период строительства L E P . Тогда там экономили буквально на всем, даже на фломастерах и ксерокопировании.

    Дирекция предлагает новую политику, которая является первым этапом реформирования Института.

  • Жесткая экономия бюджетных расходов в 1998 году
  • а) сокращение численности персонала лабораторной и общеинститутской инфраструктуры на 10 процентов.

    Сокращение численности персонала лабораторной и общеинститутской инфраструктуры может быть осуществлено за счет централизации служб и уменьшения на этой основе накладных расходов. Экономия только на зарплате может составить сумму около 350 тысяч долларов. Начинать надо с централизации службы снабжения, механических мастерских, а также электротехнических служб площадки ЛВЭ;

    б) сокращение расходов на содержание зданий и помещений (электроэнергия, тепловая энергия, ремонт и др.).

    Одна из эффективных мер здесь - передача зданий в аренду, в том числе созданным "буферным" подразделениям. Например, более рациональное использование только корпусов № 113 ЛЯП и № 134 ЛВТА, связанное с переводом Отдела контрольно-измерительных приборов в корпус № 134, а Отдела радиационной безопасности - в корпус № 113, позволит уже в 1998 году сэкономить около 100 тысяч долларов;

    в) сокращение расходов на социальную инфраструктуру.

    В 1998 году предлагается передать в подчинение городских ведомств ДК "Мир" (44 человека), стадион (37 человек), публичную библиотеку (34 человека), сократить или полностью ликвидировать дотацию (400 тысяч долларов) Отдела культурно-спортивно-оздоровительного обслуживания;

    г) аттестация рабочих мест - приведение предоставляемых льгот в соответствие с условиями труда (для РВУ и ОРВУ).

  • Придание базовым установкам общеинститутского статуса
  • Предлагается рассматривать существующие базовые установки (нуклотрон, ускорители У400-У400М, реактор ИБР-2) и сооружаемую установку ИРЕН как объекты общеинститутского значения, поставив их под контроль главного инженера Института, входящего в центральную дирекцию. Поскольку среди четырех действующих базовых установок три являются ускорителями, а в ИРЕН ускорительная часть весьма важна, особое значение приобретает профессиональная подготовка и авторитет главного инженера в области ускорительной техники.

    В настоящее время пост главного инженера Института является вакантным. Соответствующее предложение сделано члену-корреспонденту РАН И. Н. Мешкову, известному физику-ускорительщику. Данный вопрос будет поставлен на ближайшей сессии КПП.

    Переход к новому способу управления базовыми установками необходимо совершать плавно, без рывков и, может быть, не одновременно.

    Поскольку лабораторная инфраструктура будет значительно облегчена, а базовые установки перейдут под контроль центральной дирекции, лаборатории смогут заниматься исключительно научной деятельностью, выступать в качестве пользователей любой (не обязательно своей) базовой установки.

    Централизованное управление базовыми установками особенно важно для нуклотрона и реактора ИБР-2, чтобы осуществить в сроки программы их развития и модернизации, а также для реализации проекта ИРЕН.

    Центральная дирекция берет на себя задачу обновления и омоложения персонала для обслуживания базовых установок, что потребует, конечно, дополнительных финансовых ресурсов.

    Важной общеинститутской задачей является также оснащение Института высокоскоростными каналами компьютерной связи с научными центрами Европы и США, а также развитие локальных компьютерных кластеров.

  • Сокращение персонала ОИЯИ в целом
  • Сокращение численности персонала лабораторной и общеинститутской инфраструктуры, предлагаемое в пункте 1а), нужно рассматривать в контексте с сокращением персонала ОИЯИ с целом, которое представляется абсолютно неизбежным.

    При этом следует сохранить в первую очередь тех ученых и специалистов, которые не утратили интереса и способности к производительному труду.

    Для высококвалифицированных сотрудников пенсионного возраста необходимо шире использовать должности советников, консультантов, наставников.

    Сокращение позволит увеличить зарплаты, создать дополнительный приток молодых кадров.

    Темп сокращения персонала Института должен быть не меньше 25 процентов за три года.

    В связи с сокращением численности персонала необходимо предусмотреть ряд мероприятий по социальной защите увольняемых сотрудников, которые нужно проводить в кооперации с городом.

  • Заключение: реформирование для развития
  • В настоящее время дирекция выносит на обсуждение лишь план первого этапа реформирования ОИЯИ. Содержащиеся в нем предложения разрабатывались и анализировались на трех директорских совещаниях с привлечением материалов, подготовленных несколькими специализированными комиссиями.

    Вторым этапом реформирования Института должно стать преобразование научных подразделений и повышение эффективности международного научно-технического сотрудничества. Мы планируем предварительно провести аккредитацию этих подразделений (включая НХП) и экспертизу научных проектов. Соответствующие предложения будут подготовлены дирекцией в течение нескольких месяцев.

    В целом проведение реформ должно уложиться в 3-4 года. Важнейшим условием их успеха является выполнение всеми странами-участницами своих финансовых обязательств в полной мере.

    В результате мы рассчитываем превратить ОИЯИ в научный центр, привлекательный для мирового научного сообщества и для всех стран-участниц, будь то страны, входящие в ОИЯИ с момента его образования, или новые государства-члены, вступившие в Институт после 1991 года.

    Реформирование Института должно стать импульсом для динамичного развития нашего международного научного центра в ХХI веке.