Что происходит в области гуманитарных наук


На первый взгляд кажется, что гуманитарные науки в наше время должны процветать: с одной стороны, они избавлены от идеологического давления, с другой стороны, для проведения исследований здесь не требуется крупных финансовых затрат. Что же происходит на деле, лучше узнать от профессионала. Посвященная этому вопросу статья президента Российского гуманитарного научного фонда профессора Е. В. Семенова "Смысл происходящего с гуманитарными и социальными науками в современной России (взгляд через призму конкурсов РГНФ)" опубликована в журнале "Вопросы истории естествознания и техники" (№2, 97г.).

По утверждению автора, конкурсную деятельность фонда за 1995 - 97-й годы можно представить как вполне масштабное науковедческое исследование, охватившее более 30 тысяч ученых. Например, в 96-м году РГНФ финансировал по всем дисциплинам гуманитарного цикла 2640 проектов, выполняемые в 450-ти организациях 60-ти субъектов федерации, научные издания выходили в 133-х издательствах. Проводимые РГНФ конкурсы "непроизвольно выявили фактическое состояние гуманитарных и социальных наук в России, многие происходящие в них процессы, наметившиеся противоречивые тенденции их развития",

Так, конкурсы фонда выявили обновление тематики научных исследований, интенсивное перераспределение научной активности как внутри дисциплин, так и между ними. В 96-м году наблюдалось значительное преобладание в заявках и поддержанных проектах таких наук как история и филология - 42 процента от всех поданных заявок. Вторую лидирующую группу дисциплин в том же году составляли философия и экономика (23,7 процента). Все другие научные дисциплины составляли весьма незначительную часть: социология - 7,34 процента, археология - 6,51, психология - 5,54, искусствоведение - 4,99, этнография и педагогика - по 2,35, политология - 2,08, право - 0,74, прочие - 0,65. При этом наблюдался рост научной активности (в сравнении с предыдущим годом) во всех научных областях, но темпы роста в разных дисциплинах были различными. Наиболее высокий рост показали этнография, педагогика, искусствоведение, история, социология, философия, экономика. Значительным был рост активности в психологии, археологии и филологии. Аутсайдеры - правоведение и политология.

В конкурсе 97-го года история и филология сохранили лидерство, а вот прежде равно представленные философия и экономика разделились: уровень первой поднялся до 13,3 процентов, второй - снизился до 9,7, заметно выделились археология (7,5 процента) и искусствоведение (6,9), но усилилось отставание социологии, психологии, политологии, правоведения. Максимальный рост числа заявок происходил в области историко-научных исследований, в искусствоведении и этнографии.

В течение двух лет заметным было перераспределение научной активности внутри дисциплин: в экономике и психологии - в пользу специальных теорий, в социологии, наоборот, в пользу общей теории. Определились и области наиболее интенсивных изысканий. Прежде всего - отечественная история (особенно период конца ХIХ - начала ХХ века), в том числе история политических партий и социальных групп, межнациональных проблем и национальных движений. Активизировалось изучение проблем взаимоотношения человека и природной среды, демографии, этнографии. Большой размах приобрели археологические исследования в Сибири. В искусствоведении ведутся фундаментальные исследования древнерусского и средневекового западно-европейского искусства (живопись, архитектура, музыка). В философской науке происходит перемещение акцента с социальной философии на философскую антропологию, лидирует проблематика философии науки. В социологии и политологии - анализ социальных процессов, разработка социальных технологий, исследование путей формирования гражданского общества, информационного постиндустриального общества. Проекты по экономике отражают рост интереса к проблемам возрождения экономики, к современным тенденциям развития мировой (в особенности - посткоммунистической) экономики, к экологическим проблемам и теме "устойчивого развития".

В целом, как отмечает автор, заметно значительное расширение междисциплинарных исследований, в том числе на пересечении гуманитарных наук с математическими и естественно-научными. В особенности по данным конкурса 97-го года заметным становится возрастание активности исследователей в региональных учреждениях: "...такие города как Ярославль, Ульяновск, Калуга становятся заметными центрами гуманитарной науки. Фронт научных исследований в стране не сокращается, но наблюдается существенное перераспределение научной активности, хотя ухудшение финансового положения представляет огромную угрозу будущему гуманитарных наук".

Впрочем, кризис наших гуманитарных наук автор связывает прежде всего с тем, что они утратили свои прежние социально-значимые общественные функции, связанные преимущественно с идеологическими и управленческими потребностями государства. В то же время гуманитарные науки служили и просвещению и образованию - и в этих сферах научный кризис уже повлек за собой неприятные последствия: внедрение в массовое сознание различных мистических псевдо-наук, околорелигиозных доктрин и т.п. "Для исправления существующего положения нужны изменения в государственной научной политике, в отношении государства к собственному народу, в настроении общества и научного сообщества... Переживаемый страной этап развития несет в себе не только многочисленные угрозы науке, но и совершенно новые потенциальные возможности ее будущего развития."

Пересказала Анна Алтынова