Валерий Башевой
“Властелин
мира”
Я невольно содрогнулся, прочитав эту фразу в заголовке электронной почты. Она была короткая, но я невольно сжался в кресле, будто ожидая раската грома после блеснувшей рядом вспышки молнии. Отрывки событий, хаотично “вырываемые” из памяти, стали складываться в логическую цепочку. И который раз, быстро пробегая взглядом по цепочке из семи слов, я все больше и больше понимал, что мне становится... страшно.
...Этот вирус, однажды попав в компьютер, напоминает о себе постоянно, высвечивая одну и ту же фразу по центру экрана с периодичностью в десять секунд. Большие белые буквы как бы нехотя “пропитывают” изображение на вашем экране, достигая своего максимума яркости, а затем постепенно “высыхают” на том же месте. Если в его теле прописана фраза “Уходя - выключайте свет!”, то через пять минут вы захотите выключить все что можно. Гениальность создателя этого вируса состояла скорее не в глупости создаваемой ситуации, а в том, что его программа умеет “распознавать” цвета той картинки, которая присутствует в данный момент на экране компьютера. А затем она просто делит ее цвет на 256 оттенков-полосок от самого темного до белого. И что тут интересного? Интересно то, что глаза человека могут распознать оттенки цвета, разделенных двумя десятками полосок, но мозг способен различить два соседних. Похожим эффектом обладают лампы дневного света: ваш мозг в отличие от глаз “видит” колебания света, и поэтому вы быстро устаете. Создать вируса был еще гениален и в том, что предвидел возможности своей программы и назвал ее “Властелин мира”.
Все началось почти год назад. Мой молодой коллега Георгий подошел ко мне именно в тот момент, когда перепрограммирование вируса было закончено. Теперь “Властелин мира” методично считывал слова из файла с содержанием Оксфордского англо-русского словаря. Он “выбрасывал” их на экран моего компьютера, меняя слово на новое через каждый полчаса. Слова воспроизводились цветом, который отличался от экранного лишь на пять оттенков, что не было заметно даже при пристальном осмотре центра монитора. Как еще более удобней можно запомнить 300 тысяч английских слов не отрываясь от основной работы за компьютером! Довольный содеянным, я рассказал ему о своей находке. Внимательно меня выслушав, он попросил дать ему исходную программу.
Наверное, прошло около недели, и мой коллега спросил: “Можно ли эту программу использовать в локальной сети нашего сектора?”. К концу дня я передал ему дополнительный модуль к “Властелину” для сетевой работы.
Через месяц Георгий подошел ко мне и, присев на угол рабочего стола, таинственным полушепотом произнес: “Вы ничего не заметили в поведении наших коллег?” Я развернулся от компьютера к центру комнаты, где располагалось больше десятка терминалов. Кое-что стало непривычным: наш заядлый курильщик стал поговаривать о вреде курения и курить явно меньше, пожилая дама - любительница “повисеть” на телефоне словно забыла о его существовании, закоренелый холостяк стал опрятнее одеваться, а молодая сотрудница больше не рассказывала анекдотов о молодоженах. Я быстро назвал фамилии и повернулся. Улыбка на его молодом лице излучала искреннюю радость.
Через несколько дней Георгий попросил: “Можно ли приспособить “Властелина” к Интернету?”
Прошло еще два месяца. Приближалась Сессия Ученого Совета. Многие гадали, кого изберут директором той или иной лаборатории. За вечерним чаем в секторе мы горячо обсуждали шансы кандидатов на пост руководителя соседней лаборатории. Мой молодой коллега произнес фамилию, которая вызвала у многих смех. И тогда никто не обратил внимания на его предположение. Но, месяц спустя, был утвержден именно “его” кандидат.
Через полгода телефонный звонок поздно вечером застал меня одного на работе. Спрашивали Георгия. По привычке я ответил звонившему, что могу оставить записку на рабочем столе моего коллеги. Попросили перезвонить на станцию космической связи.
За очередным вечерним чаем дежурной темой стали выборы премьер-министра в Великобритании. Во время одной из немногочисленных пауз разговора Георгий тихо произнес: “победит Тони Блэйер”, - и, как-то неожиданно вздрогнув, испуганно посмотрел на меня.
Примерно полгода назад он неожиданно быстро уволился с работы, не попрощавшись и не сказав ничего о своем будущем занятии. Я продолжал экспериментировать со словарями, чувствуя как “Властелин” быстро пополняет мой англо-русский словарный запас.
Для меня Георгий не совсем потерялся. Неожиданно он стал присылать поздравления к праздникам на мой Интернет-адрес. Электронные почтовые адреса отправителя были всегда разными. И все - с американских серверов, предоставляющих эту услугу бесплатно. Но последнее сообщение, мне казалось, было “праздничным” по какому-то особенному поводу.
Короткая фраза на экране компьютера, как магический шаг, все сильней и сильней притягивала к себе взгляд. Эти несколько слов будто злорадно насмехались надо мной, сознавая всю свою безграничную силу. чувствуя нарастающее оцепенение от ужаса, я закрыл глаза. Но фраза, словно дурной сон, “возникла” вновь:
“Следующим Президентом Соединенных Штатов будет...”.