Факт и комментарий
Корреспондент еженедельника "Дубна" 19 июня встретился с административным директором Института А.И.Лебедевым и попросил его прокомментировать ситуацию с финансированием Института и вытекающими из этой ситуации последствиями для сотрудников, а также результаты судебных исков к налоговой инспекции в связи с принудительным удержанием налогов с международной межправительственной организации, каковой является Институт. "Внешним фоном" этого комментария могут служить факты, опубликованные в последнее время в целом ряде газет, свидетельствующие о глубоком кризисе правительства РФ. Так, по поступившим из Минфина сообщениям, далеко не в полном объеме будут выделены средства на науку за II квартал. И если на зарплату деньги, скорее всего, удастся найти, то коммунальные услуги не будут оплачены совсем. На конец июня задолженность Минфина науке составит 484 миллиона рублей.
Ситуация с финансированием Института на сегодня складывается очень напряженная. Хотя, в отличие от предыдущих лет, начинают платить страны, имеющие задолженность два года и больше. Сказывается, очевидно, введение по решению Комитета Полномочных Представителей санкций по отношению к таким странам. Кроме того, дирекция проявляет активность - проходят встречи членов дирекции Института с высшими государственнымми лицами ряда стран-участниц. Так, например, в конце июня может состояться встреча В.Г.Кадышевскского с президентом Армении (эта страна, надо отметить, свои финансовые обязательства перед Институтом выполняет), планируется встреча с президентом Казахстана.
Что же касается положения дел с финансированием на сегодня, то платежи Российской Федерации во втором квартале составили лишь четверть того, что она должна выплачивать по своим финансовым обязательствам. А это составляет лишь половину нашего фонда заработной платы. И тем не менее мы полностью рассчитались с сотрудниками Института за апрель и выплатили аванс за май. Если в июне деньги будут перечислены в Институт - полностью рассчитаемся за май и продолжим борьбу (другое слово подобрать трудно) за дальнейшее перечисление средств.
Если до 23 марта, смены российского правительства, начинало казаться, что наступил период относительной стабилизации, и можно было планировать наши действия на две-три недели вперед, то сегодня прогнозировать трудно. И если я сказал, что за май мы с сотрудниками рассчитаемся и приложим усилия к тому, чтобы выплатить зарплату за июнь, то дальнейшие действия дирекции основаны на обращении членов Ученого совета к президенту России и - дальше - работа с правительством, минфином и другими структурами российской власти. Здесь я хочу подчеркнуть, что все социальные начисления на фонд заработной платы в том объеме, каком мы его получаем, производятся полностью и в срок. Это пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования и соцстрах. И когда мы в городе слышим упреки, что задержки с пенсией и разные неурядицы в городском хозяйстве - это вина ОИЯИ, а сотрудники Института, который отказался перечислять подоходные налоги в городской бюджет, наравне с другими горожанами пользуются муниципальными услугами, это вызывает, мягко говоря, недоумение. По проблемам перечисления подоходных налогов мы два раза собирались вместе с представителями городской Думы и городской администрации. На последней трехсторонней встрече создана рабочая группа, в которую вошли А.П.Сумбаев (Дума), В.Н.Бобров (мэрия) и я от дирекции ОИЯИ.
Ситуация достаточно деликатная. С одной стороны, Институт как международная межправительственная организация, имеющая по закону определенные экономические привилегии и иммунитеты, не обязана перечислять подоходный налог в местный бюджет. С другой стороны, компенсации выпадающих доходов в тот же бюджет надо требовать от правительства РФ. Мы в Институте подготовили соответствующие письма, со стороны же города встречного движения нет. Мы предлагаем городской администрации работать в рамках того юридического поля, которое определяется российскими законами. А законы эти предусматривают приоритет международных договоров. Состоялось около десяти судебных разбирательств по искам Института к Государственной налоговой инспекции по Дубне и отделению Федерального казначейства, которые без согласования ОИЯИ сняли подоходные налоги с его счета. Областной арбитражный суд признал иски обоснованными. Думаю, окончательно эта проблема разрешится через месяц-два. Пока же решением суда незаконно изъятые деньги должны вернуться в Институт.
В жизни нашего Института наступили очень сложные времена. Реформа, столь необходимая для поддержания его жизнеспособности, началась в условиях финансовой нестабильности, что еще более усложняет ее ход. А сроки установлены жесткие - два-три года.
Когда номер готовился к печати: м.б., к среде яснее будет с зарплатой?