Репортаж из-за
кулис
Танцы -
что может быть проще?
Если вы так думаете, то совершенно напрасно. Потому что бальные танцы - сложное и красивое искусство, яркая и динамичная частица мировой культуры. Законодателями мод в них являются Англия, Германия, Италия, и сейчас бальные танцы переживают всеобщий бум. Россия занимает не самые последние места - наши лучшие профессиональные пары входят в десятку сильнейших пар мира. За рубежом проводится множество конкурсов для участников буквально всех возрастов. Сейчас и в России настоящий бум бальных танцев: в любые выходные в Москве проводится как минимум четыре турнира, танцевальные пары не успевают переезжать из города в город. Занимаются бальными танцами и в Дубне, и довольно давно...
Предыстория
Клуб любителей бальных танцев Дома культуры “Мир” был открыт в 1973 году. И два с лишним десятка лет функционировал, объединяя поклонников этого искусства, возглавляемый разными людьми, специалистами и энтузиастами своего дела, - Аркадием Белгородским, польскими сотрудниками ОИЯИ, лауреатами международных конкурсов Людвигом и Кристиной Добжинскими, инженером ОНМУ Владимиром Разувакиным, инженером ЛВЭ Сергеем Резниковым. После окончания ГИТИСа организовали в ДК детскую студию бального танца молодые специалисты супруги Елена и Виктор Емельяненко, готовили детские конкурсные пары. В последние годы клуб стал настоящей школой (для всех возрастов) бального танца: образовались три подготовительные группы и ансамбль современного бального танца ”Елена”. Кроме детских конкурсных пар появилась одна сеньорская (по шкале, принятой в бальных танцах, пара, начавшая заниматься в возрасте после 30 лет или после длительного перерыва).
Елена и ансамбль “Елена”
Елена, работала с детьми в Дубне, готовила профессиональные пары в Москве, а затем, вновь выйдя замуж и осев дома с маленьким ребенком, почти оставила активную творческую работу, и сомневалась в своем возвращении в Дубну. Но уговорила Б. Т. Бикбова - убедила в необходимости продолжать начатое здесь. Во-вторых, как говорит сама Елена Александровна Фатеева, хороший здесь народ, иначе бы и не вернулась, да еще - чувствовала ответственность за конкурсные пары, которые начала готовить. В результате, уже третий год каждую неделю она на два дня все бросает в Москве и приезжает на занятия в Дубну.
Конечно, было бы очень трудно что-нибудь организовать и поддерживать без помощников, но они есть - энтузиасты, преданные бальным танцам. С. Г. Резников - репетитор ансамбля, а при необходимости и танцор. Учась в МИФИ, он одновременно закончил там же и школу бальных танцев. С малышами (от 6 до 9 лет) и взрослыми (старше 15) занимается Т. И. Владимирова, инженер архива ОИЯИ, специалист не только в архивном деле, но и в бальных танцах. Среднюю группу (от 10 до 15 лет) ведут старшие ребята - солисты ансамбля Егор Соколов и Галина Коновалова.
В группы принимают всех желающих без конкурсного отбора, в ансамбль - лучших из групп по результатам конкурса. Начинался он всего с двух номеров, с которыми ребята очень удачно выступили и были поддержаны директором ДК Б. Т. Бикбовой, поддержаны морально и материально - она выделила деньги на костюмы. И меньше, чем за год ансамбль подготовил большую концертную программу. Окончательно поверить в свои силы помогла поездка в Германию - ребята выступали много и успешно и почувствовали себя настоящими профессионалами.
Но именно так к ним и относится Елена Александровна - много дает и много требует. У меня достаточно профессиональных амбиций, которые сложно сдерживать, - говорит она, - поэтому ребят нагружаю. Я не принимаю такой ситуации, когда концерты проводятся только для своих - родители приходят посмотреть на детей и для них, зачастую, важнее не как ребята танцуют, а то, что он находится на сцене. У нас большие претензии, - смеется она, - мы ваяем высокое искусство, хотим, чтобы оно было интересным для всех. Эмоциональная нагрузка на зрителя должна быть, как на профессиональной шоу-программе.
А вот “глас народа” - участников ансамбля.
Егор Соколов (18 лет): Наша Елена Александровна замечательная, с ней можно общаться на равных, и она настоящий профессионал. Настя Лизунова (16 лет): В ансамбле каждый готов помочь другому. Егор: У нас общая атмосфера - взаимовыручки и уважения, хотя какие-то ссоры бывают, конечно. Все вместе чай пьем, костюмы шьем, вместе и ссоримся и миримся. Настя: Про костюмы - дайте я скажу! К последнему концерту костюмы мы сшили за четыре дня. Елена Александровна разработала эскизы, привезла материал из Москвы, нам помогала профессиональная портниха, но шили мы сами. Когда сошьешь - так приятно! Егор: Это при том, что перед концертом мы занимались буквально с утра до вечера. Данила Владимиров (16 лет): Заметьте, не во всех ансамблях, а мы можем сравнивать - некоторые из нас пришли сюда из других танцевальных коллективов, такая атмосфера, что дети сами, без руководителя, без принуждения, приходят и занимаются, отрабатывают свои номера. Егор: Между членами нашего коллектива нет какой-то борьбы, конкуренции. Нас так настраивает Елена Александровна и сама она такая. Настя: она всегда спешит к нам из Москвы и так интересно ведет занятия, так много успевает дать, что не только не устаешь, но даже не замечаешь как проходит время. Данила: Наш ансамбль по-настоящему сближает людей - за 5 лет возникли 4 молодые семьи.
Бальные танцы: что это такое и зачем они нужны?
В бальных танцах присутствуют элементы спорта - классы, очки за выигранные конкурсы, международные рейтинг-листы, аналогичные шахматным и теннисным. С 1998 года решением МОК бальные танцы включены в программу олимпийских игр. Велика нагрузка на профессиональных танцоров - физическая и психологическая. Особенно тяжелый психологический прессинг испытывают малыши - начинающие выступать в конкурсах 6-7-летние, им нелегко понять и примириться с поражением.
А если судить по создаваемым образным решениям, эмоциональному ряду - несомненно, это искусство. Причем, строятся эти образы всего из 10 “кирпичей” - танцев (5 латиноамериканских, 5 европейских), а какое разнообразие получается - просто удивительно! Конечно, в танцах велико значение музыки: один и тот же фокстрот, исполняемый Вайкуле или Армстронгом, подразумевает совсем разные пластические решения. И танцы не законсервированы, они впитывают все новейшие течения в хореографии (джаз, модерн), что-то заимствуют из современных танцевальных направлений (диско, рэп, хип-хоп и т. д.). Поэтому каждый сезон возникают новые стилистические окраски старых танцев и этот процесс бесконечен.
С Татьяной Ивановной Владимировой мы разговаривали урывками и под музыку - во время ее занятия с малышами, только недавно начавшими заниматься танцами. Они повторяли, кто хуже, кто лучше, но все - очень старательно, разные движения, явно получая от этого удовольствие. Удивляюсь, - отметила она, - с каким удовольствием они занимаются, ведь для них это довольно скучно и тяжело, им нужна игра, это старшим можно дать задание - и будут упражняться. (И Егор Соколов отмечал эту же готовность 10-12-летних детей, уже почувствовавших прелесть выступлений пусть и на маленьких сценах, отрабатывать почти бесконечно какой-то ход, движение, лишь бы выглядеть королевой бала.)
А вообще-то, танцы, - считает Татьяна Ивановна, - надо преподавать в школе как обязательный предмет. Любое движение полезно, мышечная нагрузка благотворно влияет на весь организм. Ребенок учится владеть своим телом и устанавливать взаимоотношения с партнером, не стесняться друг друга. Малышей мы учим азам, учим слушать музыку, контролировать свои движения. И хотя бы чему-то научить можно всех, поэтому отбора при приеме делать не надо. Бывает год-другой ребенок никак себя не проявляет, а потом вдруг - и затанцевал!
Вместо эпилога
Хорошо, когда хореографических и танцевальных школ и студий много, они разные и расположены в разных районах города. И хорошо, когда конкуренция между ними здоровая, на творческой основе. То, что бальные танцы в Дубне уцелели в перестроечную разруху, когда развалились профессиональные ансамбли, имеющие чемпионские титулы, - явление уникальное, - считает Е. А. Фатеева. - И мы, ансамбль “Елена”, могли бы, при замечательном к нам отношении дирекции ДК “Мир”, работать как шоу-коллектив на полупрофессиональной основе, то есть платить ребятам какие-то небольшие деньги, а требования к ним предъявлять уже более высокие. Но для этого нужен богатый дяденька, которого пока нет. А мы и сейчас стараемся делать все, по возможности, профессионально: часто обновляем программу, каждый раз шьем новые костюмы. Мы это делаем для всех жителей города.