С современной защитой - в XXI век

Как уже сообщалось в нашей газете, одним из ярких событий этого года стал контрольный пуск системы физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, установленной в ОИЯИ в рамках Соглашения между Госатомнадзором Российской Федерации и Министерством энергетики США. В церемонии контрольного пуска принимали участие представители министерств и ведомств России и США, разработчики и создатели системы, журналисты. В осуществлении проекта было задействовано более 20 организаций и более 150 специалистов ОИЯИ.

Один из представителей с американской стороны так охарактеризовал на пресс-конференции значение проекта: "Я своими глазами видел это оборудование в действии - никаких замечаний! Огромное впечатление произвела организация работы в ОИЯИ, которая позволила в самые короткие сроки осуществить монтаж и контрольный пуск системы. С обеих сторон были предприняты поистине героические усилия. В результате на порядок повысилось качество мероприятий по совершенствованию физической защиты, системы контроля и учета ядерных материалов".

У американцев принято ознаменовывать подобные события всякого рода памятными дипломами и прочими регалиями. И соответствующие инсигнии были с подобающими торжественной обстановке сопутствующими речами вручены руководителями Министерства энергетики США директору ОИЯИ В. Г. Кадышевскому, который в ответном выступлении рассказал об истории и развитии сотрудничества Дубны и научных центров США (на карте Штатов, продемонстрированной собравшимся, 25 звездочками помечены научные центры, связанные с ОИЯИ научным сотрудничеством). "Я сам больше года работал в Батавии и никогда и нигде за такое время у меня не появлялось так много друзей", - признался В. Г. Кадышевский. Конечно, в основе сотрудничества лежат прежде всего человеческие контакты, однако дальнейшее его развитие подкрепляется и политическими решениями, и директор ОИЯИ предложил представителям Министерства энергетики США совместно с руководством Института подготовить генеральное соглашение с правительством США для улучшения координации совместных с американскими научными центрами проектов. Это предложение было встречено с пониманием. Процесс пошел.

Участникам церемонии предстояло своими глазами увидеть все, что создано на площадке ЛЯП за год вместо намеченных ранее трех лет. Центральный пульт охраны объекта, оснащенный самыми современными и надежными электронными средствами контроля и защиты, соответствующим образом укрепленный и бронированный на случай возможного нападения. Главное хранилище радиоактивных и делящихся веществ, оборудованное автоматизированной системой их учета и контроля - тоже с новой физической защитой объекта. А рассказы директора ЗАО "Эскорт-центра" - головной организации, занимавшейся монтажом электроники, - О. В. Бартоша и начальника ОРДВ ОИЯИ Б. А. Шестакова в сочетании с имитацией вариантов нападения на эти объекты произвели на участников экскурсии весьма сильное впечатление. Когда на телеэкранах центрального пульта согласно "вводным" возникали фигуры "террористов" и система срабатывала, ощущение подлинности происходящего было куда выше, чем при просмотре кинобоевиков на столь популярные ныне темы, как ядерный терроризм...

Научный обозреватель "Независимой газеты" Андрей Ваганов так напишет об этом в статье "В Дубне думают о глобальной безопасности": "Новая система обеспечивает выполнение самых жестких требований в области обращения с радиоактивными материалами. Техническая сторона проекта была продумана до мелочей... Несанкционированное прикосновение к сейфам, даже просто появление в охраняемом помещении лиц с нарушением процедуры допуска немедленно вызывают срабатывание сигнала тревоги и в самом этом помещении, и на центральном пульте охраны. Открыть сейф могут только два человека одновременно ("правило двух рук"), имеющие индивидуальные магнитные карточки и ключи. Система управления доступом регистрирует, где какой сотрудник находится в данный конкретный момент. Путь каждого поступившего на хранение (или взятого для использования) радиоактивного образца с обозначением всех манипуляций и измерений, которые с ним происходили, фиксируется на ЭВМ. Система резервного энергопитания способна поддерживать всю аппаратуру в рабочем состоянии несколько часов даже в случае аварийного отключения электросети..."

Осуществление этого проекта дирекция ОИЯИ возложила на научный центр прикладных исследований, возглавляемый Валентином Николаевичем Самойловым. Наша с ним беседа касалась как организации работ по созданию системы физической защиты, учета и контроля ядерных материалов внутри Института, так и других проектов, которые осуществляет центр,

НЦеПИ создан по решению дирекции Института как самостоятельное подразделение ОИЯИ, ориентированное на выполнение проектов, связанных с использованием методов и результатов фундаментальной науки в смежных областях. По мнению его директора, это одно из первых научных подразделений ОИЯИ, полностью перешедших на реальные самоокупаемость и хозрасчет. Все сотрудники центра работают по контрактам, которые заключаются по конкретным научно-исследовательским темам на четко определенные сроки. Контракт кончается - исполнитель или увольняется или ищет другую тему. Вокруг каждой темы концентрируется определенный круг ученых и специалистов требуемого профиля. Некоторые задействованы сразу в нескольких темах. Формы трудовых договоров используются разные - есть небольшой штат постоянных сотрудников, есть совместители, кто-то работает по договору подряда, создаются временные творческие коллективы. У сотрудников центра есть и материальная заинтересованность. Зарплату здесь как правило не задерживают. Но и требования - по срокам исполнения работ, по отчетности значительно жестче, чем в целом по Институту. Поэтому так высоко ценятся наряду с профессионализмом оперативность, обязательность, стремление к получению конечного результата. К слову сказать, все, кто участвовал в реализации проекта, о котором здесь идет речь, работали в течение года без праздников и выходных...

Поскольку основной источник финансирования работы центра - привлечение сторонних заказов, как правило, на конкурсной основе, уровень разработок должен быть очень высоким. НЦеПИ выступает как головная организация в целом ряде российских и зарубежных проектов, вокруг которых объединены большие научные и инженерные силы. Это признание авторитета, завоеванного годами и трудами. На сегодня сотрудниками центра разработано в общей сложности двенадцать различных новых технологий, применяемых в различных отраслях народного хозяйства России и ряда других стран-участниц ОИЯИ. Основное направление разработок связано с созданием автоматизированных систем управления различными сложными процессами и аппаратно-программных комплексов для этих систем. Весьма перспективна и такая тема, как разработка новых технологий утилизации ядерных и химических отходов производства. Замахнулись на создание новых методов утилизации выводящихся из эксплуатации крупных транспортных (надводных и подводных) кораблей...

Гибкая организационная структура позволяет центру успешно участвовать в исследованиях и разработках по пяти институтским темам, в частности, в таких проектах, как HERA-B в DESY, СMS в CERN. Вот уже семь лет специалисты центра совместно с ЛВТА занимаются развитием компьютерных сетей в ЦЕРН и ОИЯИ.

Реализация этих и других проектов позволяет привлекать в Институт средства, которые используются для поддержания и развития собственных прикладных исследований. В их числе В. Н. Самойлов называет исследование влияния магнитных полей на повышение урожайности сельскохозяйственных культур - об этих работах, ведущихся под руководством профессора В. И. Данилова, наша газета не раз писала в разные годы. Последнее достижение - с помощью разработанных в Дубне новых комплексных методов удалось в 1997 году вырастить урожай хлопка в южных регионах России.

- С момента образования НЦеПИ, - говорит В. Н. Самойлов, - нам всегда удавалось поддерживать положительный финансовый баланс. Мы не взяли ни рубля из бюджета Института, а свободные средства вкладываем в разработку новых технологий. И мы считаем себя богатыми не потому, что у нас много денег, а потому, что владеем технологиями третьего тысячелетия. И когда-нибудь эти технологии будут востребованы обществом...

Тот же принцип - не залезать в карман Института - НЦеПИ был вынужден использовать и в создании системы защиты и контроля. Здесь основные сложности были связаны с тем, что американская сторона оплачивала работы по мере их исполнения. Значит, ни авансов, ни других оборотных средств. Часть дирекции Института считала, что если американцы финансируют эти работы, то в них не следует вкладывать ни одного рубля. Все это составляло немало трудностей на пути осуществления проекта. И здесь очень помог Международный некоммерческий фонд прикладных исследований, учрежденный ОИЯИ, взявший на себя финансовое сопровождение и поддержку проекта. К его исполнению привлекли практически все хозрасчетные подразделения ОИЯИ и, получая дополнительную зарплату, люди работали самоотверженно, не считаясь со временем.

Не со всеми институтскими структурами отношения складывались одинаково гладко, но в трудные минуты на помощь приходили директор ОИЯИ В. Г. Кадышевский, вице-директор А. Н. Сисакян, который курирует НЦеПИ, бывший главный инженер Н. А. Головков и начальник службы охраны объекта В. В. Карташов. Возникающие проблемы по переносу центрального пункта охраны на территорию площадки ЛЯП решались при непосредственной помощи В. И. Третьякова и командования вышестоящего подразделения охраны. Большую и полезную работу выполнили руководитель ОРДВ Б. А. Шестаков и его коллектив, а также коллектив отделения опытно-экспериментального производства ЛЯП, возглавляемый В. Г. Сазоновым. Хорошо поработала бригада электриков ЛЯП. И, конечно, необходимо отметить большую заслугу в выполнении проекта заместителя директора НЦеПИ А. В. Чекера, главного инженера В. М. Полуяна, В. М. Добрянского и всего коллектива центра.

Работы на этом не закончены - церемония контрольного пуска означала лишь завершение первого этапа проекта. На очереди - оборудование комплекса проходных, поддержка уже выполненных работ - набор статистики, обслуживание аппаратуры и т. д., внедрение автоматизированной системы контроля и учета радиоактивных материалов на других объектах, разработка и внедрение новых технологий учета и контроля, новые научные разработки совместно с коллегами из Северо-западной и Сандийской национальных лабораторий и ряда других научных центров США.

Евгений МОЛЧАНОВ