По России - в Талдом с любовью

Надо, надо вставать раным рано, особенно в выходные, чтоб увидеть, пусть когда-то уже виденное, как золотятся утром облака, услышать, как в звенящей тиши переговариваются братья наши меньшие, да и просто вдохнуть в себя глоток свежайшего воздуха, еще не отравленного бензиновым дыханием цивилизации. И... отправиться в дорогу. Помните, как в былые времена разновозрастный народ выходил, выезжал, выплывал в походы выходного дня. И даже вылетал. Маршруты эти пролегали от знакомого до кустика Залестья до неизведанных красот союзных республик. А Подмосковье было исхожено нами вдоль и поперек.

Как среднестатистическая россиянка, я весьма смутно представляю, где находятся Мальдивские острова. Зато, как среднестатистическая жительница Подмосковья, я хорошо знаю, где расположен город Талдом. Но в течение последних 30 лет ни там, ни тут я не смогла побывать - не было оказии. Вот почему в одно из мартовских воскресений вместе с группой женщин из Дубны я решительно отправилась в путешествие. И путь наш пролег, как вы догадались, не на Мальдивы. Пока...

“Стимула” решила возродить традиции путешествий по родному краю. Вот почему в одно воскресное мартовское утро группа женщин из Дубны отправилась в Талдомский район по приглашению сотрудниц талдомского историко-литературного музея.

“Столица башмачного края”, увы, в прошлом, несмотря на воскресное утро, встретила нас тишиной и безлюдьем улиц. В конце 60-х я, начинающая журналистка, работала в Талдомской газете “Заря” литсотрудником. Очень нравился мне этот патриархальный по тем временам городок своим степенным укладом жизни, немногословностью жителей, сохранивших крестьянские традиции и память о прошлом. В своем домашнем архиве я нашла выписку из статьи “Из жизни кустарного края”, опубликованной в 1927 году в журнале “Башмачная страна”. Вот отрывок из этой статьи: “В Ленинске (так назывался в то время Талдом) - целый ряд промысловых кооперативов. Некоторые объединяют артели, а другие - одиночек... Много кустарей работают на базар. Приезжие скупщики покупают исключительно на базаре. Едут покупатели со всех концов необъятного СССР: Донбасс, Ташкент, Астрахань, Архангельск, Сибирь. Базар замирает только в июле и августе, когда главная масса кустарей занята покосом, уборкой хлеба. На базаре каждый башмарь в шеренге держит в руках башмак-образец. И каких только тут нет образцов: гетры, полугетры, румынки, полуботинки, туфель, штиблет и детский гусарик. Все эти башмаки, гвоздевые, механические, рантовые, сшитые из черного и цветного хрома или шевро, из лака и белого брезента, блестят и играют отделкой...”

Фантастика! Перед нами картинка “рыночной экономики” и сплошной занятости населения...

Эти прелестные строки, пронизанные любовью к своей малой родине, уважением к нелегкому труду башмачника, мистическим предвидением своей судьбы также написаны в 1927 года Сергеем Клычковым, известным в те времена певцом деревенской Руси. Он был расстрелян в застенках НКВД в 1937 году за антисоветскую деятельность. В то смутное время газеты писали, что такие поэты, как Сергей Клычков, Николай Клюев и другие “деревенщики”, воспевали косность и рутину, идиотизм деревенской жизни...

Два года назад на одном из региональных семинаров, проводимых дубненским центром “Стимула”, мы познакомились с Татьяной Хлебянконой, директором Дома-музея С. Клычкова, которая вместе со своими коллегами вернула из небытия имя поэта-земляка, принадлежащее теперь не только родному Талдому, но и всей России.

Вот почему я так обрадовалась: едем в Дубровки! Большой кирпичный дом - “родовое гнездо” семьи Клычковых неожиданно возник на фоне невысоких деревенских срубов в графическом оформлении величественных деревьев. Происходили Клычковы из крестьян-староверов, славились отменным трудолюбием и сплоченностью. Всей семьей по кирпичику собрали они этот своеобразный архитектурный шедевр в деревенской глуши.

Предчувствие праздника души не обмануло. Рассказ научного сотрудника музея Нины Васильевны Касаткиной был взволновал и удивительно поэтичен... Рассказывать о музейной экспозиции - дело неблагодарное. Перечислением, где что лежит или как висит, можно все испортить. Одно хочу сказать, дух эпохи поэта (он был близким другом самого Сергея Есенина!) витает в каждом уголке этого музея. Даже Кикимора, не единожды упомянутая в стихах Клычкова, сидит у входа в залы грустная и покладистая, словно задумавшаяся над своей нелегкой судьбиной крестьянка.

Т сам Поэт видится воочию. Статный, чернокудрый, с пронзительно синими глазами провидца, неизбывно русский - таким его запомнили современники, таким его увидели и мы...

...Есть в этом гостеприимном доме еще один музей, созданный природоведами и экологами и посвященный удивительной птице, еще прилетающей в этот край, изуродованный неразумной мелиорацией, - знаменитому талдомскому журавлю. Он так и называется “Журавлиный музей”...

...Есть еще большая светлая горница с длинным деревянным столом, покрытым красивой скатертью с самоваром и утварью всяческой, за которым можно почаевничать да потолковать о житье-бытье, созерцая, как “под окно береза клонится и чертит веткой на снегу...”

А наше путешествие продолжалось.

Монастырскими крестами

Ярко золотеет даль.

За прибрежными кустами

Спит речной хрусталь.

За чудесной рекою

Вижу: словно дремлет Русь,

И разбитою рукою

Я крещусь, крещусь...

Не на кресты ли женского Александровского монастыря, что уже целый век стоит на талдомской земле в Маклаково и куда направлялись мы, молился поэт?

Из дореволюционной справки, что хранится в монастыре: “Александро-Невский общежительный женский монастырь находится от губернской Твери в 130 верстах. От уездного Калязина - 40 верст. Община открыта в 1892 году и в 1895 году Высочайше утверждена Монастырем. Земли монастырские 65 десятин 574 сажени. 2 каменных храма - один соборный, один домовой. Особо чтимых икон имеется икона, преподнесенная со Старого Афона “Утоли моя печали”...”

Жил-был на свете 100 лет назад сапожник Иван Бачурин. Жил скромно, трудился в поте лица. Однажды нашел в старом сапоге облигации, что помогли ему разбогатеть. Но не проел, не пропил Иван Бачурин свое богатство, не кичился им. А решил он построить храм в честь Великого князя Александра Невского, избавителя земли русской от иноземных супостатов. И построил Иван сын Данилов храм, а при нем женский монастырь. Вскоре он отдал в него на воспитанье свою шестилетнюю племянницу, ставшую впоследствии мудрой матерью-настоятельницей Измарагдой. Сначала монахинь было десять, потом - более 100. Нелегок был их хлеб насущный: они содержали свое подворье со скотным двором, пасекой, лили свечи, шили церковные облачения, славились вышивальным делом. Имел монастырь свое подворье и в столице Санкт-Петербурге.

Обо всем этом и многом другом рассказали нам приветливые послушница Евгения и Галина. Величественный и ныне Александро-Невский собор восстанавливается. Но работы еще непочатый край. Где вы, наши новые Иваны Бачурины? Кто может сегодня внести свою лепту в восстановление этого изумительного по красоте в лесном Пошехонье храма?

Сейчас маленькая монастырская община в 27 душ живет своей тихой, но сложной жизнью. Мы не спрашивали этих женщин, какими путями они пришли сюда. У каждого своя дорога к Богу. Врач, учительница, крестьянка, школьница. ...Тонкие, красивые лица. К ним тянутся, особенно те, кто одинок и беззащитен. Животинка всяческая дарит им любовь свою беззаветную. Нас поразил рассказ о том, как пригревшаяся в монастыре красавица колли, брошенная московскими дачниками, спасла однажды двух юных затворниц от посягательств заезжих пьяных трактористов... А жители окрестных деревень, видя, как оживает храм на их земле, несут в дар монастырю сохраненные святыни.

Какое чудо было в тот день Прощенного Воскресенья разделить монастырскую трапезу, помолиться в домовой церкви, увидеть нравственно-назидательный спектакль, сочиненный и талантливо сыгранный самими сестрами и послушницами. Отдадим дань благожелательности и мужеству обитательниц монастыря, полных веры в то, что их монастырь когда-нибудь восстановит свое культурно-нравственное значение.

Земля и небо, плоть и дух...

Из сини в синь ровно бежит дорога,

Весна - росу, зазимок - белый пух,

И лето дождь в свой срок прольет из рога.

Мы покидали эту скромную обитель с большим желанием помочь нашим сестрам решить некоторые житейские проблемы. Жителей нашего города, желающих помочь монастырю, просим обращаться в информационно-образовательный центр “Стимула”, телефоны 2-45-89, 6-44-40 в дневное время.

Яна Вешнякова

Постскриптум: Настоящей публикацией центр “Стимула” продолжает знакомить читателей с богатством и красотой нашей малой Родины, с достопримечательностями малых городов и деревень нашего края, с скромными, но интересными их обитателями, сохранившими традиции, ремесла, преданья старины глубокой...