На защите интеллектуальной собственности

“Следует констатировать, что в настоящее время нарушения прав на интеллектуальную собственность действительно приобрели массовый характер.” (из проекта “Концепции государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности”.)

Да, проект такого документа есть, подготовлен он по поручению Правительства РФ Минюстом России. По мнению специалистов, занимающихся вопросами защиты интеллектуальной собственности, государство стало поворачиваться лицом к этой проблеме. Не слишком ли поздно? Ведь за последние десять лет количество одних только заявок на изобретения сократилось почти в восемь раз (по данным Роспатента), и эта тенденция сохраняется. Нам показалось интересным в свете этих проблем взглянуть на ОИЯИ как на владельца интеллектуальной собственности. Об этом - беседа нашего корреспондента с начальником Отдела защиты интеллектуальной собственности Института Л. Г. Лукьяновой:

В последние годы создана правовая база: приняты к исполнению Положение о Комитете по патентам и товарным знакам (Роспатенте) РФ, Патентный закон РФ, законы по охране промышленной собственности. Но несмотря на это, изобретателю стало труднее, чем раньше. Поменялась система работы - все переведено на коммерческую основу, а это значит - плати за каждый шаг. Изобретатель должен заплатить пошлину на заявку на изобретение - 2 минимальные зарплаты, за проведение экспертизы - 3, за апелляцию - до 4, за товарный знак - 3 зарплаты. Конечно, у сотрудников ОИЯИ практически нет возможности получить патент.

Достаточно много. Звонят, интересуются порядком прохождения заявки, приезжают на консультации. Да и мы не сидим на месте - наши патентоведы выходят в лаборатории, встречаются с теми, кто хочет оформить заявку на изобретение. Кстати, здесь тоже произошли изменения. Сейчас уже не действует Совет по изобретениям, достаточно подать заявление, описание к изобретению и реферат.

Вот как раз здесь и нужна квалифицированная помощь патентоведов. В нашем отделе патентоведы имеют по два высших образования: техническое и патентоведческое (раньше такой диплом можно было получить в ЦИПК). Все заявки проходят первичную экспертизу у нас. Такой отдел, как наш, накопивший за многие годы работы бесценную информацию и оказывающий изобретателям квалифицированную поддержку бесплатно, в городе остался один.

Некоторые изобретатели говорят: “Вот мое изобретение. Я отдаю его ОИЯИ, пусть он им владеет.” Но у Института тоже нет денег. Некоторые лаборатории, например, ЛЯР, иногда находят возможность оплатить все расходы по получению патента, но это, скорее, исключение, чем правило. Поэтому количество заявок с каждым годом сокращается.

Как я уже говорила, оформление патента стоит дорого, и изобретателю невыгодно этим заниматься, но остались другие стимулы. Заявка приравнивается к публикации, при защите диссертаций на это обращается внимание: изобретение говорит об уровне данной работы, имеет, безусловно, информационную ценность. Но обмен информацией затруднен, так как у нас нет средств для расширения информационного пространства - мы не имеем выхода в Интернет и даже электронной почты. Все это снижает эффективность работы отдела.

Недавно вышел документ, подготовленный по распоряжению Правительства РФ Миннауки и специалистами РАН, он называется “Рекомендации по отражению вопросов интеллектуальной собственности в соглашениях о научно-техническом сотрудничестве и договорах подряда между российскими и зарубежными организациями”. В нем, в частности, говорится: “В последние годы резко активизировалось международное сотрудничество. Участвуя в различных формах разделения труда, российские научно-исследовательские организации, центры, институты заключают многочисленные контракты, соглашения, договоры. Их выборочный анализ свидетельствует об отсутствии у российской стороны необходимых знаний и опыта по составлению таких документов, в том числе и по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью. В результате происходят существенные экономические потери российской стороны”.

То же самое можно сказать и об ОИЯИ. Безусловно, все разработки, сделанные нашими сотрудниками - участниками коллабораций, должны проходить первичную патентную экспертизу и по возможности получать правовую защиту. Это очень серьезный вопрос, и государство наконец-то обратило на него внимание.

С научных сотрудников ОИЯИ мы не имеем права брать деньги ни за какие услуги. Правда, есть приказ об оказании платных услуг для сотрудников сторонних организаций. Может быть, если бы мы располагались в городе, - к нам бы обращались изобретатели и рационализаторы не только из ОИЯИ или фирмы по оформлению товарных знаков. Этому большая отдаленность мешает. А пока к нам обращаются за консультациями по телефону, мы даем разъяснения по законодательным документам, помогаем, насколько это возможно, разъясняем финансовую основу существующего положения по оформлению патентов, рекомендуем изобретателям самим искать заинтересованных держателей патентов или спонсоров.

И еще одна проблема - настораживает возросший в последние годы поток зарубежных патентов, регистрируемых в стране. Может оказаться так, что отсутствие собственных изобретательских решений (в виде патентов) приведет к невозможности развивать у нас в стране перспективные технологии и проводить модернизацию промышленности на уровне современных научных знаний. Все это будет контролироваться иностранными патентодержателями...

Поэтому поддержка изобретательства в существующих непростых финансовых условиях является неотъемлемой частью поддержки уровня научных знаний в целом.

Беседу вела Надежда КАВАЛЕРОВА