С сессии Комитета Полномочных Представителей
Курс реформ одобрен
Циклон. Снегопады. Магнитные бури... Такова была внешняя обстановка, впрочем, не оказавшая решающего влияния на ход обсуждений бюджета и проблем развития Института на очередной сессии Комитета Полномочных Представителей правительств стран-участниц Института, проходившей в Доме международных совещаний 12 - 13 марта.
С большим докладом о деятельности ОИЯИ в 1997 году и предложениях дирекции по реформированию Института на сессии выступил член-корреспондент РАН В.Г.Кадышевский. После январской сессии Ученого совета доклад ( он был опубликован в нашей газете 23 января 1998 г.) был дополнен новым содержанием, получил одобрение на заседании Координационного комитета ОИЯИ - BMBF, Финансового комитета ОИЯИ, Научно-технического совета Института. Более того, директор ОИЯИ сообщил о первых конкретных шагах по реформированию Института. Решающая цель реформы, отметил он, - усиление научного потенциала Института, придание его работе большей стабильности. Первый этап реформы ОИЯИ уже начался и рассчитан на 1998 год, второй этап - на три-четыре года, то есть на срок работы нынешнего состава дирекции.
Сославшись в своем докладе на рекомендацию Постоянной комиссии КПП по совершенствованию научно-финансовой политики и структуры ОИЯИ: "Непременное условие (нормального функционирования Института - Е.М.) - регулярное и равномерное поступление взносов стран-участниц в полном объеме", - административный директор ОИЯИ А.И.Лебедев отметил, что одна из причин необходимости реформирования ОИЯИ - в его нынешнем состоянии, которое может привести Институт к гибели. Дальше так продолжаться не может! Поэтому дирекция разработала ряд экстренных мер, направленных на реорганизацию инфраструктуры ОИЯИ и подготовку новой структуры бюджета, которые должны обеспечить максимальную экономию средств для обеспечения приоритетных направлений развития Института.
Если приоритеты в расходовании средств бюджета на научно-производственную деятельность в 1997 году были выстроены в таком порядке: 1. Заработная плата с начислениями, 2. Международное научно-техническое сотрудничество, 3. Энергоносители, 4. Необходимое материально-техническое обеспечение, 5. Научно-производственная деятельность, - то в этом году ситуация изменилась, за исключением первой позиции, зарплаты. Далее, соответственно, - работа базовых установок, международное научно-техническое сотрудничество, инфраструктура лабораторий, инфраструктура Института (включая компьютерную связь и компьютинг).
Мы постарались, сказал административный директор , навести элементарный порядок в собственном хозяйстве - для этого подготовлен кадастр зданий, которыми владеет Институт. Таких зданий 242. Чтобы по-хозяйски распорядиться этим имуществом, важно понять, какие из этих зданий следует и далее использовать по их основному назначению, какие сдать в аренду, какие законсервировать, а какие передать в муниципальную собственность. Таким образом, снижение расходов на содержание этих зданий отчасти развяжет руки для использования средств, которыми Институт раполагает.
Что касается инфраструктуры, то дирекция предполагает создание единого опытно-экспериментального производства, с сохранением экспресс-мастерских в лабораториях, организацию единых служб материально-технического снабжения, финансово-экономической, ремонтно-строительного и производственно-технологического подразделений.
Еще одна строка в бюджете, которая сегодня Институту не по средствам, - социальная инфраструктура. Здесь необходимо сохранить все то, что делает ОИЯИ привлекательным для мирового научного сообщества, но от чего-то надо отказываться...
Особой строкой в докладе административного директора было подчеркнуто, что с 1992 года по 1997 год подоходный налог с сотрудников Института - граждан Российской федерации перечисляется в местный и федеральный бюджеты. В целях обеспечения большей финансовой устойчивости ОИЯИ необходимо восстановить действие Постановления Совета Министров СССР от 22 ноября 1956 года: "В соответствии с решением Совещания Полномочных Представителей государств - членов ОИЯИ обязать Министерство финансов СССР засчитывать суммы ВЗИМАЕМЫХ НАЛОГОВ с сотрудников Объединенного института ядерных исследований граждан государств - членов Института В СЧЕТ ИХ ДОЛЕВОГО ВЗНОСА на содержание Объединенного института". Это же положение содержится и в Будапештской конвенции 1980 года о правах и иммунитетех международных организаций. Другой вопрос - как добиться выполнения этого очень важного для Института положения? Несколько обнадеживает точка зрения российской делегации, которую высказал начальник департамента Миннауки В.В.Румянцев, - представители министерства будут работать в этом деле рука об руку с дирекцией Института.
Как мы уже сообщали в газете, одна из первых ласточек с информацией о работе "Комиссии Хрынкевича" - так по имени ее председателя она именуется в общественно-научных кругах - вылетела на январской сессии Ученого совета. В отличие от первого оглашения, выступление председателя комиссии на сессии КПП было проиллюстрировано несколькими прозрачками с таблицами и цифровым материалом. Собиралась комиссия три раза в июне 97-го года, январе 98-го и в канун сессии КПП, 11 марта. Занимались многими проблемами (может быть, по признанию академика Хрынкевича, их слишком много, этих проблем), но все они весьма важны для будущего Института. По инициативе комиссии дирекция Института создала ряд комиссий по разным направлениям, и в канун КПП она заслушала председателей комиссий А.И.Лебедева - о реорганизации инфраструктуры и новой структуре бюджета, П.Н.Боголюбова - о международном научно-техническом сотрудничестве, А.Н.Сисакяна - о базовых установках и совершенствовании инженерной инфраструктуры ОИЯИ. В свою очередь, комиссия А.Н.Сисакяна включает шесть подкомиссий по основным базовым установкам Института.
Академик А.Хрынкевич сформулировал основные проблемы, решение которых жизненно важно для нормального функционирования Института. Это скорейшая ратификация Госдумой РФ Соглашения между ОИЯИ и Россией как страной местонахождения Института. Это санкции по отношению к странам, чья задолженность по взносам в ОИЯИ превышает два года. Таких стран восемь (было девять, но Грузия буквально в последние дни отчиталась поставками оборудования в счет 97-го года). Члены комиссии, правда, предложили употреблять вместо санкций понятие "ограничение прав". Общие долги Институту на сегодня превышают сумму 40 миллионов долларов, то есть около 120 процентов годового бюджета Института.
Ответ на первое предложение "Комиссии Хрынкевича" содержался в докладе А.Н.Сисакяна "О состоянии дел по ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности ОИЯИ в РФ от 23 октября 1995 года". Придавая большое политическое и правовое значение этому Соглашению, дирекция Института активно занималась и продолжает заниматься работой по подготовке Соглашения к ратификации в парламенте РФ. После подписания этого документа необходимо было решать ряд вопросов земельно-имущественного характера, потребовавших выполнения объемной технической работы. В настоящее время Институтом получены свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования 42 земельными участками общей площадью более 200 га. Все эти вопросы недавно были предметом обсуждения с руководителем департамента науки, образования и высоких технологий аппарата правительства РФ академиком М.П.Кирпичниковым, который заверил дирекцию ОИЯИ в том, что правительство берет под контроль ратификацию Соглашения.
В русле программы реформирования ОИЯИ рассматривает дирекция и кадровую политику Института. При этом учитывается позитивный опыт научных центров других стран, использующих современные модели формирования персонала. К примеру, в ЦЕРН в постоянный штат научных работников входят всего около 100 ученых. Это более чем на порядок меньше числа научных сотрудников, работающих там по контрактам. К штату на постоянной основе привлечены также рабочие мастерских, инженерно-технический персонал, обслуживающий базовые установки, и частично административно-управленческий аппарат (всего около 3000 человек). Исходя из этих и ряда других данных, дирекция считает целесообразным, чтобы дальнейшая кадровая политика Института базировалась в основном на контрактной системе и максимально возможном переводе работающих ныне сотрудников из постоянного штата на срочные трудовые договоры.
Из выступлений участников сессии в дискуссии по всем докладам постепенно сложилась всеобщая картина полного одобрения полномочными представителями концепции реформирования Института. Что же касается основных проблем, которые можно считать одновременно и целями и причинами реформы Института, - наполнения его бюджета, своевременной и регулярной уплаты странами-участницами членских взносов, то здесь единодушного мнения не было. Были высказаны две точки зрения на наполнение бюджета - теми, кто регулярно уплачивает членские взносы, и теми, кто задолжал за два года и больше и по предложению Постоянной комиссии КПП должен быть ограничен в правах. Представители Польши - академик А.Хрынкевич и Словакии - профессор С.Дубничка дали дирекции срок до 30 сентября решить эту проблему. Сроки жесткие. Но от их выполнения зависит будущее Института.
Евгений Молчанов.