Восстановить привлекательность Института для стран-участниц

Профессор Н.А.Русакович:

Главные задачи Лаборатории ядерных проблем в наступившем году заключаются, естественно, в получении новых научных результатов. В лаборатории реализуется ряд важных проектов в областях физики элементарных частиц и атомного ядра. Мне не хотелось бы в этот момент выделять какие-либо проекты в качестве особо важных, тем самым отдавая им предпочтение. Вместо этого я хотел бы остановиться на одной большой проблеме, имеющей первостепенное значение для лаборатории как части всего Объединенного института.

Наступающий год, как мне представляется, будет одним из кризисных в истории ОИЯИ. В условиях открытой конкуренции с научными центрами всего мира мы убедились, что уровень наших ученых и специалистов весьма высок, и они пользуются, если позволительно так выразиться, "большим спросом" на мировом научном рынке. В то же время заметно ослабла роль Института как центра, предназначенного для проведения научных исследований на собственных базовых установках. В связи с этим обстоятельством изменяется отношение к ОИЯИ некоторых стран-участниц и, в первую очередь, стран - основателей Института. С моей точки зрения, проблема восстановления привлекательности ОИЯИ для стран-участниц является наиболее важной на ближайшие годы.

Всякая область деятельности - будь то наука, экономика или домашнее хозяйство - нуждается в периодическом " наведении порядка", и в этом смысле научная реформа в России оправдана. Следует, однако, помнить, что в наше кокретное время реформа обусловлена прежде всего двумя факторами:

- неустойчивое, переходное состояние экономики и, вследствие этого, недостаточное и нерегулярное финансирование науки;

- изменение общественного отношения к науке как к важной и престижной деятельности (это относится, конечно, в первую очередь к фундаментальной науке, составляющей основной предмет деятельности ОИЯИ).

Фундаментальная наука - это, прежде всего, среда обитания для людей, умеющих задавать Природе нестандартные вопросы и угадывать ответы. Хотелось бы, чтобы нынешняя реформа не зашла слишком далеко по пути "экономизации" науки. Сегодня в научной среде (в том числе и в нашем Институте) бытует мнение, что хороший ученый - это тот, кто не требует многого от "своей" администрации, а средства для исполнения научных проектов находит "на стороне". Такой образ жизни является вынужденным и направлен на выживание в нынешних условиях, но он не должен стать стандартом. Россия - великая страна, и одним из подтверждений этого факта должно стать ее бережное отношение к российским ученым.

Другое расхожее мнение можно сформулировать так: наука должна заниматься тем, что сегодня необходимо обществу. По отношению к фундаментальным исследованиям это мнение глубоко ошибочно. Тому немало подтверждений и в мировой, и в российскрй (советской) истории, тем более что неясно выраженные "интересы общества" чаще всего подменяются интересами групповыми. Хочется надеяться, что нынешние организаторы реформ не совершат подобных ошибок.

Говоря конкретно об ОИЯИ, еще раз отмечу, что наш Институт - международный, его "владельцами" являются страны-участницы. В повседневной жизни мы часто забываем об этом обстоятельстве. С моей точки зрения, ОИЯИ нуждается в реформах, направленных на существенное улучшение условий работы в Дубне, в первую очередь - для сотрудников стран-участниц. При этом штат постоянных сотрудников Института должен быть относительно небольшим и, на основе своей высокой квалификации, обеспечивать эффективную работу основного контингента - ученых, приезжающих в Дубну для выполнения научных проектов.

В эти дни дирекция Института работает над программой реформирования нашего научного центра, и я хотел бы пожелать ей успехов на этом нелегком поприще.

Научная программа ОИЯИ на ближайшие три года отличается, на мой взгляд, высоким уровнем запланированных исследований, и с этой точки зрения заслуживает одобрения. В то же время у меня нет уверенности, что она может быть в полной мере обеспечена материальными ресурсами Института. Здесь есть еще над чем поработать.