Успешной работы, ИБР-2! 

Завершившийся год был не самым спокойным в трудовой биографии реактора ИБР-2 - ремонт быстрой аварийной защиты (БАЗ), длившийся вместе с планово-предупредительным ремонтом реактора четыре месяца, и, как следствие, отмена трех экспериментальных циклов. Как завершился на реакторе 1997-й и с чем вступает коллектив ИБР-2 в новый год - об этом нам рассказали главный инженер ИБР-2 А.В.Виноградов и его заместитель А.И.Бабаев:

Об успешном завершении работ, связанных с быстрой аварийной защитой реактора, ранее уже рассказывалось в газете. Тем не менее, мы хотели бы еще раз отметить поистине самоотверженный труд персонала реактора, который сумел в сжатые сроки решить целый ряд сложных технических проблем. Этот факт еще раз подтвердил, что ИБР-2 находится в надежных руках специалистов высочайшей квалификации, которые несмотря на все трудности современного положения в ОИЯИ гарантируют безопасную эксплуатацию установки и способны на самом высоком уровне реализовать утвержденный дирекцией ОИЯИ план модернизации ИБР-2.

С ноября реактор вновь введен в режим регулярной эксплуатации. Нашей главной задачей мы считаем обеспечение бесперебойного функционирования реактора для проведения физических экспериментов. Для того, чтобы частично скомпенсировать потери времени физиками, было решено в ноябре-декабре провести два удлиненных цикла работы ИБР-2. В итоге в ноябре мы работали на физические эксперименты 367 часов, а в декабре - 403 часа вместо обычных плановых 250 часов за цикл. Как нам известно, физики сумели за это время провести целый ряд крайне интересных экспериментов в сотрудничестве со специалистами различных стран. Здесь уместно упомянуть, что в среднем за год на ИБР-2 реализуется более 150 экспериментов, а заявки на проведение совместных работ поступают из более чем 20 стран мира.

Переходя к анализу дел собственно на реакторе, хотелось бы подчеркнуть, что за период работы в ноябре-декабре все системы безопасности на нем работали в штатном режиме. Срабатывания аварийной защиты за это время были связаны с воздействием внешних помех на электронную аппаратуру систем управления и защиты. Ни в одном случае выхода за пределы безопасной эксплуатации реактора не было. Подчеркнем, что для нашего импульсного реактора срабатывание аварийной защиты не есть признак неисправности каких-либо систем. Количество срабатываний защиты заложено в эксплуатационные нормативы и есть один из контролируемых Госатомнадзором параметров. Персонал, отвечающий за нормальное функционирование автоматической системы контроля срабатываний аварийной защиты, оперативно реагирует на каждый случай срабатывания и принимает технические и организационные меры по каждому конкретному случаю. Более того, в соответствии с новыми правилами по каждому случаю проводится тщательное комиссионное расследование, результаты которого документируются и докладываются в Госатомнадзор. Только после получения разрешения от этой организации реактор вновь может быть выведен на мощность.

Мы с удовлетворением констатируем, что по результатам работы в декабре прошлого года Госатомнадзор выдал на ИБР-2 постоянное разрешение на его эксплуатацию.

Тем более странным для нас явилось утверждение некоторых средств массовой информации о том, что ИБР-2 стал якобы рекордсменом по поломкам в 1997 г., что Госатомнадзор якобы принял решение о приостановке его эксплуатации. Ответственно заявляем, что эти утверждения не имеют ничего общего с реальным положением дел и есть результат безответственного и недобросовестного подхода некоторых журналистов к изложению фактов.

Мы же в заключение отметим, что в конце 1997 г. оперативный персонал ИБР-2 успешно прошел ежегодную аттестацию на знание норм и правил ядерной и радиационной безопасности. Кроме повседневной крайне ответственной работы по эксплуатации реактора специалисты занимаются и реализацией Программы развития и модернизации ИБР-2, которая в случае успешного завершения позволит ОИЯИ эксплуатировать эту уникальную установку по крайней мере до 2030 года. В частности, в наступившем году предстоит продолжить работу, связанную с созданием новой топливной загрузки, а также ряд других важных работ. К сожалению, из-за хронического недостаточного финансирования мы значительно отстаем от графика, но это уже тема для отдельного разговора.