"Необходимость реформ назрела"
Профессор Пьеро Спиллантини уже четыре года участвует в работе Программно-консультативного комитета по физике частиц в качестве его председателя. Круг научных интересов - экспериментальная физика частиц, исследования частиц в космических лучах. Руководит флорентийским отделением Национального института ядерной физики Италии, воспитывает студентов-физиков, участвует в экспериментах в ЦЕРН. Кроме родного итальянского и английского владеет русским языком, что и продемонстрировал вашему корреспонденту, попросившему прокомментировать итоги ПКК.
Главной нашей задачей было обсуждение программы исследований ОИЯИ по физике частиц на 1998 - 2000 годы. Мы заслушали предложения директоров ЛВЭ. ЛСВЭ, ЛЯП и авторов ряда проектов и расставили приоритеты.
На 8-й сессии ПКК по физике частиц дирекция ОИЯИ впервые представила официальное сообщение о шагах по реформированию ОИЯИ, и после информации профессора А.Н.Сисакяна Вы как председательствующий охарактеризовали эти шаги как весьма решительные.
Это действительно так. Профессор А.Н.Сисакян рассказал о начале реформирования Института, о подходах к изменению структуры ОИЯИ, которые позволят сделать ее более адекватной современным задачам. Мне предложения постоянной комиссии КПП, на которых базируются первые шаги дирекции, на самом деле кажутся весьма решительными и настойчивыми. И это будет очень важный, хотя и небезболезненный момент для лабораторий, которые сегодня составляют структурную основу Института, для их реформирования. Во всяком случае, предлагаемые сегодня изменения должны привести Институт к той структуре, которая уже существует в самых динамичных научных центрах Европы и Америки.
О каких новых проектах шла речь на сессии?
Проектов рассмотрено очень много. Я бы отметил интересное предложение Н.М.Пискунова по исследованию поляризационных явлений и ядерных реакций с помощью спектрометра MRS Лос-Аламосской национальной лаборатории (США). Речь идет об очень большом 500-тонном приборе, который может работать с поляризованной мишенью на ускорительном комплексе ЛВЭ и обещает дать интересные научные результаты. Дело, как всегда, за временем и за финансированием, хотя средства нужны не очень большие - только на реконструкцию и транспортировку. Решений наш комитет не принимает, но мы рекомендовали дирекции одобритьть этот проект, так же как и ряд других, обсуждавшихся на сессии. Например, рассмотрено интересное предложение Л.Г.Ткачева "Трековый калориметр на спутнике".
Вы участвуете в работе ПКК по физике частиц с первой сессии, уже четыре года. С одной стороны, своими квалифицированными экспертными оценками вы приносите большую пользу Институту. С другой стороны... что Вам как специалисту дает эта работа, общение с коллегами из Дубны и других научных центров?
Мы стали свидетелями и даже участниками очень интересных, хотя и нелегких процессов, происходящих в Институте. Да, есть объективные трудности, но есть и желание ускорить время, что-то изменить, начать новую жизнь. Конечно, это мне интересно и как специалисту и как человеку.
В комитете нашем работают представители разных национальных научных школ, различных научных центров, а это значит: разные подходы, стили работы и жизни, которые, конечно, оказывают определенное влияние и на научную политику Института. Прошедшая сессия ПКК не была исключением по представительности. В ней приняли участие, кроме вице-директоров и директоров лабораторий Института, профессора М.Делла Негра (ЦЕРН), Н.Джиокарне (ФНАЛ, США - Университет в Афинах, Греция), Г.М.Зиновьев (ИТФ, Украина), В.Пенев (ИЯИиЯЭ, Болгария), Н.Е.Тюрин (ИФВЭ, Россия), Р.Фосс (ЦЕРН), Т.Холлман (БНЛ, США), а также в качестве экспертов профессора Дж.Аллаби (ЦЕРН) и ...Гутброд (ЦНРС, Франция). И, конечно, всех нас, приезжающих на сессии из Италии, Франции, Германии, США и других стран, очень привлекают научные традиции, определенная культура, сложившиеся в России. Мне кажется, что со временем все больше людей на Западе смогут приобщиться к этим традициям.
В таком случае, что знают о России, о Дубне ваши студенты?
Это знание очень сильно зависит от того, в какой области физики специализируются наши студенты. Например, многие, кто занимается ядерной физикой, достаточно хорошо знакомы и с вашими научными школами, и конкретно с Дубной. А молодежь, которая готовит себя к исследованиям в области физики частиц, знает меньше, потому что все пионерские работы на первых больших ускорителях, которые были построены в России, выполнены уже давно. Сегодня другой день, другая реальность, и время идет по-другому. Если вы опоздаете с созданием медленного вывода на нуклотроне - можете потерять очень много... "Время - деньги!"
Соответствуют ли этому девизу проекты, которые вы сегодня рассматривали? Я имею в виду не только их научную значимость, но и возможности реализации, оптимизацию всего пути от идеи до ее воплощения.
Мне показалось, что в каждом из предложенных проектов задействовано слишком много физиков, и это количество непропорционально тому объему работы, который предстоит проделать. Но это мое личное мнение, и его не следует принимать за общее мнение членов комитета. Просто по своему опыту работы в экспериментальных группах я знаю, что чем меньше команда, тем меньше возможностей у кого-то спрятаться за чужую спину, отчитываться коллективными публикациями за собственную бездеятельность, и в сравнительно небольшом коллективе каждый физик больше стимулирует свою фантазию, старается генерировать новые идеи. Конечно, трудности сегодня в Институте на каждом шагу, в каждой лаборатории, в кажлдом структурном подразделении. И это еще раз доказывает, что необходимость реформ назрела, и фактор времени здесь начинает играть все большую роль.
Беседу вел Евгений Молчанов.