Отчет с заседания пленума ОКП-22
Вопросы, рассматриваемые 25 ноября пленумом ОКП-22, привлекли к себе большое внимание профсоюзного актива лабораторий и подразделений ОИЯИ: в зале было многолюдно, обсуждение шло заинтересованно и эмоционально. Оба вопроса повестки дня касались охраны жизни и здоровья сотрудников Института.
По первому вопросу «О выполнении Соглашения с администрацией ОИЯИ по охране труда, плане санитарно-оздоровительных мероприятий на 1997 год и состоянии травматизма в ОИЯИ» выступил и.о. главного инженера Института В. В. Катрасев. Пленум ОКП отметил, что состояние травматизма в ОИЯИ в целом находится на уровне прошлых лет, хотя в обучении сотрудников безопасным методам труда имеются недостатки, что привело в этом году к серьезным несчастным случаям (А. И. Иваненко в ЛЯР и В. В. Дмитриев в ЛЯП). Как выяснилось, в ряде подразделений ОИЯИ нет уполномоченных от профсоюза по охране труда (ЛСВЭ, ЛЯП, ЛЯР, ЦОП, РСУ). В постановлении пленума деятельность дирекции ОИЯИ по обсуждаемому вопросу признана удовлетворительной, отмечена необходимость массовой вакцинации против гриппа сотрудников ОИЯИ и установление нормативных параметров микроклимата в помещениях.
Второй вопрос на пленуме - «О медицинском обслуживании сотрудников ОИЯИ» - начался с доклада заместителя начальника МСЧ-9 В. И. Перелыгина. За несколько дней до пленума состоялось заседание «круглого стола», на котором руководители медсанчасти, городского отдела здравоохранения и члены президиума ОКП-22 обсудили проблемы взаимодействия, поэтому вопрос был хорошо проработан. Все попытки некоторых участников заседания свести обсуждение к частностям, отдельным отрицательным примерам, пресекались, и разговор снова переходил в русло серьезного анализа сложившейся ситуации. А она непростая.
Финансы
По словам В. И. Перелыгина, за девять месяцев этого года МСЧ недополучила 57 процентов того, что ей полагалось, причем недоплата идет по всем источникам финансирования: ОМС, федеральный и городской бюджеты. Кроме того, накопился долг - наши врачи должны только за лекарства и некоторые препараты около 4 миллиардов рублей, но и медикам примерно столько же должен город за обслуживание неработающего населения (детей, подростков, пенсионеров). По ОМС мэрия заплатила МСЧ только 10 процентов от плана.
С. Г. Стеценко «подлил масла в огонь», сообщив, что мэрия перечислила МСЧ 539 миллионов рублей на пенсионеров, детей и подростков, а услуг этой категории населения уже оказано на 3 миллиарда 700 миллионов рублей.
На вопрос о том, почему МСЧ не судится с администрацией города, задолжавшей ей такие суммы за обслуживание неработающего населения, В. И. Перелыгин ответил: «Мы не можем подать в суд на мэрию, только филиал фонда ОМС может это сделать».
И.о. главного инженера ОИЯИ В. В. Катрасев заметил, что помимо средств, получаемых от ОМС, бюджетов федерации и города, МСЧ-9 получает 200 тысяч долларов США в качестве дотации Института. Помимо своей доли (1 миллиард 200 миллионов) ОИЯИ оплачивает все коммунальные услуги, а это еще 2 миллиарда рублей. Так что задолженность мэрии перед медсанчастью - это фактически долги Институту.
Как выяснилось в ходе обсуждения, в отличие от медсанчасти, мэрия находит возможность финансировать городскую больницу по разным статьям (помимо обязательного медицинского страхования). С тревогой говорили выступающие о тенденции, которая наметилась в городе: пользуясь трудностями, а иногда и усугубляя их неплатежами, городская администрация «прибирает к рукам» собственность ОИЯИ. Уже, как сказал депутат городской Думы А. Б. Попов, «наши сдали» инфекционное отделение, теперь очередь - за детским. Правда, к счастью длс нас, оно будет находиться в прежнем помещении.
Платные услуги.
Жесткая финансовая ситуация провоцирует расширение сферы платных услуг.
При обсуждении этого блока проблем прозвучала такая мысль: «Платное мешает бесплатному». Вот пример: плановая очередь на УЗИ и другие виды исследований движется медленно, а за деньги то же самое делается без всякой очереди. Так ли это на самом деле? В. И. Перелыгин: «Все платные услуги врачи оказывают вне своего рабочего времени. Но есть услуги, например, иглоукалывание - только за деньги. В дальнейшем все новшества будут платные. Такой порядок определяется перечнем услуг по ОМС. Но вместе с тем ОИЯИ имеет привилегии, и часть услуг, не входящих в ОМС, предоставляется бесплатно.»
З. А. Попова от имени пенсионеров и участников войны поинтересовалась порядком установления платы за операции. В. И. Перелыгин: «Бесплатными остаются экстренные операции, а также плановая хирургическая помощь детям, подросткам, участникам войны, пенсионерам по назначению врача, в порядке общей очереди и в сроки, предусмотренные ОМС.»
Не раз возникал вопрос о пломбировании зубов, приводились типичные ситуации. Врач, к примеру, сразу предупреждает: «Если вы хотите, чтобы пломба выпала через неделю, - ставьте бесплатную, а чтобы служила подольше - из импортного материала, за деньги.» После такого ультиматума больной достает кошелек. В. И. Перелыгин согласился, что дела в стоматологии обстоят именно так, и бесплатная услуга - как бы заведомо некачественная.
Тенденция такова - все качественное, современное, эффективное в медицине будет только за деньги. Хочешь поменять лечащего врача - плати, возникла необходимость приблизить сроки операции - плати, ну, и так далее. Короче говоря, право выбора есть, но это дорогого стоит. 500 миллионов рублей за девять месяцев этого года - такова официальная цифра доходов МСЧ от платных услуг населению. Председатель профкома ЛВТА А. Д. Злобин предложил вывесить в поликлинике и больнице список платных и бесплатных услуг, поставить это дело под контроль профсоюза, не допускать расширения сферы платного медицинского обслуживания.
Кадры.
И тут мы переходим к тому, кто во все времена определял успех в медицине, - врачу. С врачами-специалистами в МСЧ-9 особенно напряженно. Уехал хороший профессионал проктолог, уволились специалист по УЗИ, детский окулист, не хватает четырех педиатров. Основная причина отъезда из Дубны - отсутствие жилья. Жесткая экономия заставляет идти на сокращение среднего медперсонала. Например, по норме в терапевтическом отделении стационара должны работать 11 медсестер, реально работали больше (в палате интенсивной терапии нужен особый уход), теперь пришлось от этого отказаться и вернуться к официальной норме.
Подводя итоги обсуждения, председатель ОКП-22 Е. А. Матюшевский отметил, что в медицине, как и во всех социальных сферах нашей жизни, на деле происходит сокращение бесплатных услуг, однако, переход на рыночные отношения далеко не всегда гарантирует высокое качество обслуживания. Но наша МСЧ - это не рядовая «больничка», она была создана с определенной целью для оказания медицинской помощи людям, работающим в условиях научного ядерного центра. В свое время в МСЧ были вложены большие средства, налажены тесные связи с соответствующими медучреждениями в Москве (клиники № 6, 83, 119). Справедливости ради надо заметить, что дирекция ОИЯИ и МСЧ-9 пытаются выйти из трудной ситуации с наименьшими потерями: сохранены бесплатные медицинские осмотры сотрудников ОИЯИ, приобретена вакцина против гриппа и начались прививки, оказывается индивидуальная помощь тем, кто нуждается в серьезном лечении, выделяются льготные путевки в профилакторий «Ратмино». Профсоюз также оказывает адресную помощь тем, кому надо поправить здоровье. На профсоюзные деньги приобретен диагностический аппарат, который сейчас находится в стадии наладки. Е. А. Матюшевский отметил и такой положительный момент в работе МСЧ-9: стремление развивать современные методы раннего выявления заболеваний.
Пленум ОКП-22 принял постановление, в котором, в частности, отмечалась необходимость повысить качество медобслуживания, добиться возвращения долгов мэрии за обслуживание неработающего населения, шире использовать возможности профилактория для оздоровления сотрудников ОИЯИ.
Профсоюз настроен решительно: МСЧ-9 должна остаться в структуре ОИЯИ и соответствовать высоким стандартам медицинского обслуживания.