ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Что больше влияет на нравственную и духовную атмосферу города: научный центр на окружающие районы или наоборот? Оправдали ли себя города науки? Журналист научного центра - каковы возможности его творческого роста? Эти и другие вопросы обсуждались во время заседаний за «круглым столом», проходившем в Доме международных совещаний в сентябре 1990 года. Журналисты, ученые, депутаты из наукоградов на встрече, которая проводилась по инициативе нашего еженедельника и при поддержке Союза журналистов, фактически заложили семь лет назад основы того движения, которое сегодня вполне оформилось организационно и всей логикой своего развития привело к юридическому оформлению статуса наукоградов. Свежий тому пример - публикуемое сегодня (в сокращении) выступление Президента Союза развития наукоградов России А. В. Долголаптева на V (уже пятой!) Международной научно-практической конференции наукоградов в Обнинске (14-15 октября 1997 года).

С одной стороны - наукограды сегодня, по всей видимости, единственный системный ресурс, где есть и деятельность, и высококвалифицированные кадры, и собственность, и достаточно развитая инфраструктура, ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. (Я имею в виду ресурсы деятельные, есть еще и природный, который также можно правильно использовать.)

Однако ни отдельный наукоград, ни все наукограды вместе не могут выжить на том уровне экономических и финансовых ресурсов, которые задействованы для деятельности на их территории в настоящее время.

Надо сказать, что попытки изменить ситуацию предпринимались во многих регионах. В том же Обнинске, например, сумма налогов, уходящих в областной бюджет, значительно меньше среднеобластного норматива. В Московской области в наукоградах живет 15 процентов населения, но 30 процентов дотаций из областного бюджета реализуется именно через эти города. Мы видим, что есть в стране силы, которые понимают значимость наукоградов и стремятся поддержать их.

Само движение наукоградов периодически пыталось решать эти проблемы на верхнем уровне, федеральном. Сегодня мы сумели объединиться и выработать общую позицию. А сейчас постараюсь обобщить наши основные сегодняшние представления.

Как уже было сказано, наукограды - это некоторая комплексная среда или система для рождения научно-технических результатов и достижений самого высокого, в том числе и по мировым меркам, уровня. Эта комплексность создается тем, что в таких городах, как правило, имеется набор из четырех сред, взаимно обуславливающих друг друга, развивающих наукоград целиком и создающих основу для достижения выдающихся результатов.

В первую очередь, это исследовательская среда, в которой в прошлом были сосредоточены блестящие кадры высококвалифицированных специалистов (многие из которых, к сожалению, сегодня покинули эту сферу). Эта исследовательская среда в силу недостатка финансирования в последнее время явно деградирует, но время окончательно еще не упущено, осталось большинство лидеров, которые в состоянии передать эстафету дальше. Ситуация небезнадежна, если мы добьемся переломного отношения к науке и наукоградам.

Вторая среда, которая начала появляться на рубеже 80-90-х годов, - инновационная. Это среда, в которой возможна реализации результатов научной деятельности до рыночного продукта любого вида. Это может быть продукт в виде патента, в виде технологии, наконец, самих изделий, использующих передовые научные достижения. Эта среда, в силу того же недостатка ресурсов для развития, к сожалению, на сегодня не смогла сформироваться в наукоградах в том виде, который дал бы значительный эффект.

Промышленно-производственная среда наукоградов - это, как правило, экспериментальные производства с широким набором технологий, очень разных, и очень высокой квалификацией рабочих кадров, способных создавать действительно уникальные изделия, опытные образцы, которые в ряде случаев можно доводить и до серийных.

Четвертая среда - образовательная, о которой в последнее время мы говорим все больше и больше. Действительно, ученые и специалисты самой высокой квалификации, занятые в науке, во многих случаях успешно себя реализовали и как педагоги, в основном, на базовых кафедрах наших ведущих вузов. В Жуковском, например, это факультет Московского физико-технического института, несколько факультетов в наукоградах имеет МВТУ имени Баумана. Но появилась новая тенденция, как мне представляется, очень правильная, когда города начали заботиться о воспроизводстве кадров нужной квалификации, нужного уровня образования для себя и стали создавать учебные заведения. На мой взгляд, самый удачный сегодня пример - это Дубненский университет природы общества и человека.

Наконец, наукограды сегодня становятся «рынком предложений», научно-технических, в первую очередь. И это тоже один из источников их будущего развития. Примеров таких предложений можно привести много. В ряде случаев они напрямую начинают влиять на хозяйственную деятельность и социальную сферу. Например, в ряде наших предприятий в наукоградах созданы прекрасные образцы медицинской техники нового поколения.

Поэтому мы ставим две задачи. С одной стороны, создать государственную систему привлечения ресурсов для этих видов деятельности на территории наукоградов. С другой стороны, необходима, в том числе и нормативно оформленная через постановления федеральной власти, система взаимодействия с внешними, зарубежными потребителями, - это касается и интеллектуальной собственности, и произведенной продукции.

Для меня очевидно, что сегодня в силу высокого уровня развития и населения, и властей (последнее отмечаю особо) именно наукограды в состоянии дать целую серию предложений по организации различных типов деятельности, и не только инновационной, не только научно-технической, но и в муниципальной сфере. Не случайно три наукограда - Обнинск, Дубна и Заречный - участвуют в федеральном эксперименте по самоуправлению.

Наибольшая опасность, на мой взгляд, заключается в том, что мы называем «утечкой мозгов». Наука в России сосредоточена в нескольких крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, - и наукоградах. Больше нигде. Уходящие из науки ученые и специалисты, не приходящие в науку толковые молодые люди, уезжающие за границу, - вот это и есть сегодня главная опасность для России. Мы потеряем тот ресурс развития, научно-технический, о котором я уже говорил, если не сумеем переломить эту тенденцию.

В заключение - о системной позиции Союза развития наукоградов. Мы считаем, что на сегодняшний день при наличии предварительного согласия на всех уровнях власти - Федеральной, субъектов Федерации и муниципалитетов - может быть реализована система государственной политики в отношении наукоградов и на их территориях. Ключевую организационную роль здесь должен играть муниципалитет. Муниципалитет должен стать агентом всех властей, Федеральных и региональных, по проведению этой политики. Такое единоначалие как хороший организационный принцип, на мой взгляд, является залогом эффективности использования ресурсов. Ибо никто так системно не представляет необходимость развития города, как муниципалитет.

При этом нужно сразу оговориться, что никакого прямого влияния на чисто государственную научно-техническую политику муниципалитет не собирается оказывать - кроме предоставления наиболее благоприятных условий для реализации этой политики. В частности, освобождения предприятий (во многих наукоградах сейчас это произошло) от несвойственным им функций по обеспечению социальной сферы.

В использовании остальных видов ресурсов, направляемых для развития инновационной деятельности и социальной инфраструктуры, полновластным хозяином должен быть муниципалитет, опирающийся на экспертное мнение научно-технической общественности. Какие виды ресурсов имеются в виду? Уже упоминалось о том, что часть средств или все средства, направляемые в бюджеты верхних уровней, необходимо оставлять в наукоградах для развития инновационной деятельности и социальной инфраструктуры, и именно муниципалитет должен направлять и контролировать расходование этих средств.

Очень много проблем есть сегодня по собственности. В основном в наукоградах сконцентрирована федеральная собственность. И муниципалитет должен стать агентом по использованию этой собственности - опять-таки в целях развития инфраструктуры и инновационной деятельности. На примере Дубны я уже вижу, как группа предприятий готовы выделить ту собственность, которая с точки зрения инвестиций наиболее перспективна. С этой точки зрения пример Дубны, думаю, можно будет в дальнейшем распространять и на другие города.